Помесь хорька, барсука и штопора
Увы, мой стих не блещет новизной.
Уильям Шекспир

Конкурсная анонимность, пусть даже предполагаемая, очень забавно действует на тех странных людей, которые голосуют и пишут отзывы не на текст, а на автора, в зависимости от отношения к нему лично, к его вкусам, принципам, друзьям, любимой кошке и ненавистному кактусу.

В жутких условиях навязанной анонимности эти люди из кожи вон лезут, чтобы угадать, кто что написал. Ну хоть по чему-нибудь. Если не выходит по тексту, то по перьям, рогам, копытам, родимым пятнышкам и прочей фигне. Главная задача при этом, конечно, - убедить себя, что "я точно знаю, кто автор". В этой мучительной борьбе теряет смысл все остальное - и герои, и сюжет, и эмоциальное впечатление от текста, и вопросы о том, "как это сделано". О таких тонкостях, как "для чего это сделано", "что хотел сказать автор" и банальном чувстве юмора, уже и говорить не приходится. Все идет псу под хвост.

Самое смешное, что после снятия масок то и дело оказывается, что гадальщики сели в лужу. Капитально, со вселенским плюхом. Но это никак не мешает им повторять ту же ошибку снова и снова, из года в год. Целый орден бледнолицых братьев, честное слово.

Их откровенно жалко. Они тратят бесценное время своей неповторимой жизни на полную ерунду, притом совершенно бессмысленную. В частности потому, что притворяться очень мало кто из них умеет. Прекрасно видно, кто пытается подыграть своим и подпортить жизнь недругу. Подобные отзывы либо веселят, либо игнорируются, но уж точно не задевают.

Я уж не говорю о том, как смешно и глупо выглядит, когда кто-то угадывает автора верно и начинает писать полную ахинею - неважно, хвалебную или ругательную - лишь бы подольститься или нагадить, смотря по настроению. Во-первых, повторяю: АВТОРУ ВСЕ ВИДНО. Комментатор-то не анонимен :) Во-вторых, когда отзыв явно не соответствует тексту и написан не по делу, опять же, глупо и смешно выглядит именно комментатор, а не автор.

В общем, куда ни кинь, всюду грабли. И по лбу, по лбу.

Ей-богу, лучше бы попробовали просто почитать и получить удовольствие. Вдруг получится.

 

@темы: Сеть, Фандом, Головология

Комментарии
11.11.2009 в 20:17

Солнце взойдёт!
Мерри
Циничная правда в том, что понять, кто Толстой, а кто нет, можно только лет через 100. Ну, минимум 50.
Не согласен я. Думаю, можно, пока автор ещё жив и пишет. Потому что хороший писатель может себя проявить в:
1) Блестящем языке и новой истории.
Но что-то новое в языке как таковом проблематично сделать. Филологи будут в обморок падать — ах, какой текст! — но затруднятся сказать, "о чём", ибо оно вторично.
2) Потрясающей по смыслу истории и не очень-то хорошем языке. А это нечто такое, о чём никто до этого автора просто не додумался написать.
И это можно понять ещё до смерти писателя.

В 1929 году делали опрос - кого из современных английских авторов будут читать через сто лет. Что называется, не угадал никто.
Естественно! Эстетический идеал-то другой был, образ жизни иной, иные устремления, иные общественные проблемы. Так что это о качестве текстов не говорит. Вечным считается то, что всегда актуально и при том не является повторением предыдущего. А что актуально, мы решаем. Ну и есть ещё общественное мнение — "чьё-то единичное мнение, послужившее началом эпидемии". Так с Джокондой произошло. Теперь попробуй усомнись в её совершенстве! Сразу тухлыми помидорами закидают и в придачу скажут, что свиному-то рылу ваще не понять полёт орла!
12.11.2009 в 12:15

Помесь хорька, барсука и штопора
logastr_

Не "читатель - научись читать, а писатель-научись писать, чтобы было понятно"!

Одно другого не отменяет :tease2: Конечно, я вас дразню. Конечно, я неаккуратно выразилась. Просто речь в беседе в целом шла о зависимости текста от автора в принципе, не только по качеству. Мы ведь часто по умолчанию читаем/не читаем чьи-то работы не только потому, что считаем их хорошими/плохими, а потому, что у нас есть некое представление о вкусах, принципах, стиле и взглядах автора. Если они нам нравятся, то мы с большой вероятностью откроем новое произведение, если в целом нет - то не откроем. И в том, и в другом случае мы можем сильно ошибиться.

Только все равно литературную репутацию никто не отменял.

Да, но всегда ли она полезна? ;)
12.11.2009 в 12:21

Помесь хорька, барсука и штопора
kaiman

Эстетический идеал-то другой был, образ жизни иной, иные устремления, иные общественные проблемы. Так что это о качестве текстов не говорит. Вечным считается то, что всегда актуально и при том не является повторением предыдущего.

Как-то вы лихо списали эстетику со счетов вечности ) Многие "вечные" авторы писали повторения предыдущего. Но умудрялись сделать это настолько лучше, что оригиналы прочно забыты и известны только специалистам.

Про "всегда актуально" - конечно.

1) Блестящем языке и новой истории
Но что-то новое в языке как таковом проблематично сделать. Филологи будут в обморок падать — ах, какой текст! — но затруднятся сказать, "о чём", ибо оно вторично.


Я вижу здесь какое-то противоречие. Если история новая, то почему она вторична?
Насчет нового в языке - не согласна. По крайней мере, индивидуальный стиль великих авторов именно индивидуален. И пока что история не препятствует появлению новых авторов и новых стилей.
К тому же язык в принципе сам по себе развивается и меняется со временем.
12.11.2009 в 12:33

I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
Мы ведь часто по умолчанию читаем/не читаем чьи-то работы не только потому, что считаем их хорошими/плохими, а потому, что у нас есть некое представление о вкусах, принципах, стиле и взглядах автора.
На самом деле, это не так уж плохо, как может показаться. Да есть риск пропустить что-то интересное.
Но если представить себе читателя, ну скажем, прилетевшего в другой планеты и желающего ознакомиться с земной словесностью, то есть совершенно незнакомого с литературными репутациями, то он бедный просто утонет, если захочет прочитать ВСЕ у ВСЕХ.
Ну скажем так: "Преступление и наказание" для творчества Достоевского критично, а "Дядюшкин сон" - нет. Мне так кажется.
12.11.2009 в 12:49

Помесь хорька, барсука и штопора
logastr_

Ну, с такой точки зрения, конечно да. Я просто к тому, что всегда надо быть готовым к сюрпризам. В обе стороны :) Особенно на анонимных мероприятиях )
12.11.2009 в 12:54

I sit cross-legged and try not to levitate too much! (с)
Я просто к тому, что всегда надо быть готовым к сюрпризам. В обе стороны Ну это-то сто процентов! Но тем анонимные конкурсы и веселят, и бодрят)))))
12.11.2009 в 13:03

Много знать не вредно. Но зачем из кожи лезть? Прочти Шекспира, там всё есть (с)
emerald

Не так уж глупы люди были. Вещи спорные оценить не смогли. Но из пяти оказавшихся в топе трое широко известны и бесспорно читаемы: Голсуорси, Уэллс и Киплинг. :-D
12.11.2009 в 13:12

Помесь хорька, барсука и штопора
emerald

Слушай, спасибо большое за ссылку, это гениально! Очень красиво.
12.11.2009 в 18:25

Солнце взойдёт!
Мерри
Как-то вы лихо списали эстетику со счетов вечности )
Скажешь, эстетические воззрения не меняются? Хрестоматийный пример — представления о красоте. Вот я показываю студентам репродукции из альбомов античного искусства, так про Венер то и дело слышу, что они "толстенькие". Слишком у них ляжки бедра крупные, слишком большая попа, слишком пухлый живот и т.д. Или возьмем размеры стихов. Про Гомера студенты говорят, что читать его невозможно, ибо зубодробителен. Русские стихи XVIII века кажутся неуклюжими, а проза тяжеловесной.

Я вижу здесь какое-то противоречие. Если история новая, то почему она вторична?
Я пропустил перед "новая" слово "вроде бы".

И пока что история не препятствует появлению новых авторов и новых стилей.
Я с этим не спорю. Но кто в состоянии понять, что вот в данном случае новый стиль? Единицы, и нередко с филологическим образованием.

Ещё отдельный вопрос, кто формирует представление о "великом".
12.11.2009 в 19:00

Помесь хорька, барсука и штопора
kaiman

Эстетические воззрения меняются частично. И не у всех.

Про Гомера студенты говорят, что читать его невозможно, ибо зубодробителен. Русские стихи XVIII века кажутся неуклюжими, а проза тяжеловесной.

Я сейчас страшную и довольно циничную вещь скажу. Дело в том, на мой взгляд, что в 20 века после всеобуча доступ к литературе получили широкие массы населения. И вместе с этим доступом получили эстетику чуждого для себя класса, с чуждым мировоззрением и принципами. Значительная часть великой мировой культуры - это культура знати. Выходцы из нижнего среднего класса, я уже не говорю о социальных низах, вряд ли могут ее воспринимать как свою.

Представьте, что вы Гомера читали в детстве. И "Одиссея" участвовала у вас в формировании представлений о прекрасном. )) Согласитесь, у вас будут иные представления о сложном, о красивом и т.д.

Этот разрыв между читателем и образцами великого еще долго, мне кажется, будет уменьшаться. И еще не факт, с каким результатом. К сожалению.

Но кто в состоянии понять, что вот в данном случае новый стиль? Единицы, и нередко с филологическим образованием.

По-моему, любой читатель в состоянии понять, если у него есть обыкновенное чутье к родной речи. Скажем, разница в стиле между Толстым и Достоевским видна, по-моему, любому. Она двенадцатилетнему ребенку очевидна. От воспитания и образования семьи многое зависит, конечно. Но филологическое образование для этого не нужно.
13.11.2009 в 11:51

Солнце взойдёт!
Мерри
Я обычно не понимаю намёков. Мы опять на "Вы"?
Выходцы из нижнего среднего класса, я уже не говорю о социальных низах, вряд ли могут ее воспринимать как свою.
Дело, думаю, не в этом.
А в том, что Вы ниже сказали: Представьте, что вы Гомера читали в детстве. И "Одиссея" участвовала у вас в формировании представлений о прекрасном.
Это — культурная среда. Т.е. эстетические предпочтения меняются из-за общего изменения культуры. Вся культура изменилась (материальная, духовная), а это повлекло и трансформацию эстетики.

По-моему, любой читатель в состоянии понять, если у него есть обыкновенное чутье к родной речи. Скажем, разница в стиле между Толстым и Достоевским видна, по-моему, любому.
С ними-то проще.
Про современных давайте. Я выше сказал, что придумать новый стиль куда сложнее, чем новую историю. Можете привести примеры стилистических различий у современных писателей?
14.11.2009 в 15:09

Помесь хорька, барсука и штопора
kaiman

Нет :) Просто я по умолчанию в сети разговариваю на вы со всеми, кроме близких друзей. Поэтому стоит мне расслабиться, я соскальзываю на режим "по умолчанию". Извини.

Это — культурная среда. Т.е. эстетические предпочтения меняются из-за общего изменения культуры. Вся культура изменилась (материальная, духовная), а это повлекло и трансформацию эстетики.

Не вся культура изменилась, а ее часть. Поверь, у меня хватает друзей, у которых Гомер или, допустим, Ростан входили в детский круг чтения. Ну, не в 6 лет, скажем, но в 10-11 - легко. Это очень сильно зависит от той части культуры, к которой принадлежит семья.

Можете привести примеры стилистических различий у современных писателей?

?! Отличить Пелевина от Искандера, а каждого из них от, скажем, Толстой - по-моему, элементарно. Ни Петрушевскую, ни Токареву, ни Линор Горалик, ни Гришковца ни с кем не перепутаешь. Среди фантастов - Олди сильно отличаются от всех остальных.