Помесь хорька, барсука и штопора
Увы, мой стих не блещет новизной.
Уильям Шекспир
Уильям Шекспир
Конкурсная анонимность, пусть даже предполагаемая, очень забавно действует на тех странных людей, которые голосуют и пишут отзывы не на текст, а на автора, в зависимости от отношения к нему лично, к его вкусам, принципам, друзьям, любимой кошке и ненавистному кактусу.
В жутких условиях навязанной анонимности эти люди из кожи вон лезут, чтобы угадать, кто что написал. Ну хоть по чему-нибудь. Если не выходит по тексту, то по перьям, рогам, копытам, родимым пятнышкам и прочей фигне. Главная задача при этом, конечно, - убедить себя, что "я точно знаю, кто автор". В этой мучительной борьбе теряет смысл все остальное - и герои, и сюжет, и эмоциальное впечатление от текста, и вопросы о том, "как это сделано". О таких тонкостях, как "для чего это сделано", "что хотел сказать автор" и банальном чувстве юмора, уже и говорить не приходится. Все идет псу под хвост.
Самое смешное, что после снятия масок то и дело оказывается, что гадальщики сели в лужу. Капитально, со вселенским плюхом. Но это никак не мешает им повторять ту же ошибку снова и снова, из года в год. Целый орден бледнолицых братьев, честное слово.
Их откровенно жалко. Они тратят бесценное время своей неповторимой жизни на полную ерунду, притом совершенно бессмысленную. В частности потому, что притворяться очень мало кто из них умеет. Прекрасно видно, кто пытается подыграть своим и подпортить жизнь недругу. Подобные отзывы либо веселят, либо игнорируются, но уж точно не задевают.
Я уж не говорю о том, как смешно и глупо выглядит, когда кто-то угадывает автора верно и начинает писать полную ахинею - неважно, хвалебную или ругательную - лишь бы подольститься или нагадить, смотря по настроению. Во-первых, повторяю: АВТОРУ ВСЕ ВИДНО. Комментатор-то не анонимен

В общем, куда ни кинь, всюду грабли. И по лбу, по лбу.
Ей-богу, лучше бы попробовали просто почитать и получить удовольствие. Вдруг получится.
Циничная правда в том, что понять, кто Толстой, а кто нет, можно только лет через 100. Ну, минимум 50.
Не согласен я. Думаю, можно, пока автор ещё жив и пишет. Потому что хороший писатель может себя проявить в:
1) Блестящем языке и новой истории.
Но что-то новое в языке как таковом проблематично сделать. Филологи будут в обморок падать — ах, какой текст! — но затруднятся сказать, "о чём", ибо оно вторично.
2) Потрясающей по смыслу истории и не очень-то хорошем языке. А это нечто такое, о чём никто до этого автора просто не додумался написать.
И это можно понять ещё до смерти писателя.
В 1929 году делали опрос - кого из современных английских авторов будут читать через сто лет. Что называется, не угадал никто.
Естественно! Эстетический идеал-то другой был, образ жизни иной, иные устремления, иные общественные проблемы. Так что это о качестве текстов не говорит. Вечным считается то, что всегда актуально и при том не является повторением предыдущего. А что актуально, мы решаем. Ну и есть ещё общественное мнение — "чьё-то единичное мнение, послужившее началом эпидемии". Так с Джокондой произошло. Теперь попробуй усомнись в её совершенстве! Сразу тухлыми помидорами закидают и в придачу скажут, что свиному-то рылу ваще не понять полёт орла!
Не "читатель - научись читать, а писатель-научись писать, чтобы было понятно"!
Одно другого не отменяет
Только все равно литературную репутацию никто не отменял.
Да, но всегда ли она полезна?
Эстетический идеал-то другой был, образ жизни иной, иные устремления, иные общественные проблемы. Так что это о качестве текстов не говорит. Вечным считается то, что всегда актуально и при том не является повторением предыдущего.
Как-то вы лихо списали эстетику со счетов вечности ) Многие "вечные" авторы писали повторения предыдущего. Но умудрялись сделать это настолько лучше, что оригиналы прочно забыты и известны только специалистам.
Про "всегда актуально" - конечно.
1) Блестящем языке и новой истории
Но что-то новое в языке как таковом проблематично сделать. Филологи будут в обморок падать — ах, какой текст! — но затруднятся сказать, "о чём", ибо оно вторично.
Я вижу здесь какое-то противоречие. Если история новая, то почему она вторична?
Насчет нового в языке - не согласна. По крайней мере, индивидуальный стиль великих авторов именно индивидуален. И пока что история не препятствует появлению новых авторов и новых стилей.
К тому же язык в принципе сам по себе развивается и меняется со временем.
На самом деле, это не так уж плохо, как может показаться. Да есть риск пропустить что-то интересное.
Но если представить себе читателя, ну скажем, прилетевшего в другой планеты и желающего ознакомиться с земной словесностью, то есть совершенно незнакомого с литературными репутациями, то он бедный просто утонет, если захочет прочитать ВСЕ у ВСЕХ.
Ну скажем так: "Преступление и наказание" для творчества Достоевского критично, а "Дядюшкин сон" - нет. Мне так кажется.
Ну, с такой точки зрения, конечно да. Я просто к тому, что всегда надо быть готовым к сюрпризам. В обе стороны
Не так уж глупы люди были. Вещи спорные оценить не смогли. Но из пяти оказавшихся в топе трое широко известны и бесспорно читаемы: Голсуорси, Уэллс и Киплинг.
Слушай, спасибо большое за ссылку, это гениально! Очень красиво.
Как-то вы лихо списали эстетику со счетов вечности )
Скажешь, эстетические воззрения не меняются? Хрестоматийный пример — представления о красоте. Вот я показываю студентам репродукции из альбомов античного искусства, так про Венер то и дело слышу, что они "толстенькие". Слишком у них
ляжкибедра крупные, слишком большая попа, слишком пухлый живот и т.д. Или возьмем размеры стихов. Про Гомера студенты говорят, что читать его невозможно, ибо зубодробителен. Русские стихи XVIII века кажутся неуклюжими, а проза тяжеловесной.Я вижу здесь какое-то противоречие. Если история новая, то почему она вторична?
Я пропустил перед "новая" слово "вроде бы".
И пока что история не препятствует появлению новых авторов и новых стилей.
Я с этим не спорю. Но кто в состоянии понять, что вот в данном случае новый стиль? Единицы, и нередко с филологическим образованием.
Ещё отдельный вопрос, кто формирует представление о "великом".
Эстетические воззрения меняются частично. И не у всех.
Про Гомера студенты говорят, что читать его невозможно, ибо зубодробителен. Русские стихи XVIII века кажутся неуклюжими, а проза тяжеловесной.
Я сейчас страшную и довольно циничную вещь скажу. Дело в том, на мой взгляд, что в 20 века после всеобуча доступ к литературе получили широкие массы населения. И вместе с этим доступом получили эстетику чуждого для себя класса, с чуждым мировоззрением и принципами. Значительная часть великой мировой культуры - это культура знати. Выходцы из нижнего среднего класса, я уже не говорю о социальных низах, вряд ли могут ее воспринимать как свою.
Представьте, что вы Гомера читали в детстве. И "Одиссея" участвовала у вас в формировании представлений о прекрасном. )) Согласитесь, у вас будут иные представления о сложном, о красивом и т.д.
Этот разрыв между читателем и образцами великого еще долго, мне кажется, будет уменьшаться. И еще не факт, с каким результатом. К сожалению.
Но кто в состоянии понять, что вот в данном случае новый стиль? Единицы, и нередко с филологическим образованием.
По-моему, любой читатель в состоянии понять, если у него есть обыкновенное чутье к родной речи. Скажем, разница в стиле между Толстым и Достоевским видна, по-моему, любому. Она двенадцатилетнему ребенку очевидна. От воспитания и образования семьи многое зависит, конечно. Но филологическое образование для этого не нужно.
Я обычно не понимаю намёков. Мы опять на "Вы"?
Выходцы из нижнего среднего класса, я уже не говорю о социальных низах, вряд ли могут ее воспринимать как свою.
Дело, думаю, не в этом.
А в том, что Вы ниже сказали: Представьте, что вы Гомера читали в детстве. И "Одиссея" участвовала у вас в формировании представлений о прекрасном.
Это — культурная среда. Т.е. эстетические предпочтения меняются из-за общего изменения культуры. Вся культура изменилась (материальная, духовная), а это повлекло и трансформацию эстетики.
По-моему, любой читатель в состоянии понять, если у него есть обыкновенное чутье к родной речи. Скажем, разница в стиле между Толстым и Достоевским видна, по-моему, любому.
С ними-то проще.
Про современных давайте. Я выше сказал, что придумать новый стиль куда сложнее, чем новую историю. Можете привести примеры стилистических различий у современных писателей?
Нет
Это — культурная среда. Т.е. эстетические предпочтения меняются из-за общего изменения культуры. Вся культура изменилась (материальная, духовная), а это повлекло и трансформацию эстетики.
Не вся культура изменилась, а ее часть. Поверь, у меня хватает друзей, у которых Гомер или, допустим, Ростан входили в детский круг чтения. Ну, не в 6 лет, скажем, но в 10-11 - легко. Это очень сильно зависит от той части культуры, к которой принадлежит семья.
Можете привести примеры стилистических различий у современных писателей?
?! Отличить Пелевина от Искандера, а каждого из них от, скажем, Толстой - по-моему, элементарно. Ни Петрушевскую, ни Токареву, ни Линор Горалик, ни Гришковца ни с кем не перепутаешь. Среди фантастов - Олди сильно отличаются от всех остальных.