Помесь хорька, барсука и штопора
Обалденная статья. К прочтению рекомендуется абсолютно всем.
Это адаптация статьи Мари-Франс Иригойен Harcèlement moral, la violence perverse au quotidien.

Цитата:

Для перверзного нарциссиста окружающий их мир наполнен ПРЕДМЕТАМИ (одни - неодушевленные, другие - одушевленные), которые имеют статус объектов, а статус субъекта принадлежит исключительно ему. Понятие перверзности включает в себя стратегию использования, за которой следует стратегия разрушения другого, без присутствия даже намека на чувство вины. В чем же отличие перверзного от любого другого жаждущего власти тирана? В том, что перверзный нарциссист - это активно-бездарная посредственность, которая никогда не решится на открытую и прямую борьбу за власть или на открытое и непосредственное злоупотребление властью. Он никогда не решится на открытый конфликт, на употребление силы, он приходит к власти, а затем разрушает человека, попавшего в психологическую зависимость от него, исключительно с помощью психологических манипуляций.

Там очень хорошо раскрыта стандартная схема поведения такого манипулятора: подманить, соблазнить, привязать к себе и съесть использовать по мере необходимости, попутно создав у жертвы твердое ощущение, что это жертва во всем виновата и что-то делает не так. Короче, заставить поверить, что жертва - и в самом деле вещь, которой можно пользоваться.

Для уже прочитавших - некоторые соображения по поводу

Upd. Поскольку дискуссия свернула в русло, которое мне представляется, мягко говоря, неделикатным, комментарии закрываю. Извините.

@темы: Рекомендации, Головология

Комментарии
02.09.2010 в 20:46

Газонокосилка моей мечты. (с)
Murmeliini

Гы ))) :buddy:
02.09.2010 в 20:51

Помесь хорька, барсука и штопора
Murmeliini

Она ведет себя так не потому, что коза (образно), а потому что иначе она не может, она так устроена.

Да, очень точно. Это не направленное разрушение, если так можно выразиться (т.е. это не сознательное существование в духе "дай-ка я этого тоже использую"), это все на уровне инстинктов.

Хотелось бы мне знать, откуда такое берется. Очень. Я не верю в такой "типаж" от природы (да, собственно, автор оригинала, насколько я понимаю, этого и не думает утверждать, это вам не лженаука соционега). Но это действительно разновидность - Валя хорошо выразилась - "неклинической шизы", которая развивается при определенных обстоятельствах и некоторых определенных задатках, конечно. Но только задатках.

Вот мне реально интересно, что надо проделать с человеческим мозгом, чтобы он начал так думать.

Конкретно в случае с моей бабулей - до нее нельзя донести некоторые вещи, как ни старайся, и это очень странно, потому что она вообще женщина неглупая. Но полное ощущение, что на некоторые штуки у нее стоит блок, прямо как в фиках про легилименцию и прочую ментальную магию.
Откуда ЭТО берется?
02.09.2010 в 20:52

Блоговерная
Faith S.
ну так это правда патамушто. Тут даже нельзя никакими оценочными категориями оперировать, типа "плохой-хороший", потому что это просто данность. Человек такой, и другим уже не будет. Но легко рассуждать, если этот человек в твой ближайший круг не входит, и ты в любой момент можешь от общения отказаться. А если входит? А если ты всю жизнь с ним прожил рядом?
02.09.2010 в 20:57

Газонокосилка моей мечты. (с)
это все на уровне инстинктов.

ППКС.И инстинкт этот очень живуч. И очень помогает жить, кстати. )))

Насчет откуда берется, не знаю, но то, что есть предпосылки - это да. Плюс ум тоже есть. Иногда очень изощренный. В нашем случае - это еще очень нестабильное здоровье. Из чего я когда-то пришла к выводу, что это вариант поведения для сохранения жизнеспособности. Максимально выгодный вариант для такого человека. И он работал именно в этом направлении. Если хотите - Неуёмная жажда жизни. ))) Жизни в любом виде. Но с удобствами. За счет других. Вопреки всему.
02.09.2010 в 21:00

Газонокосилка моей мечты. (с)
Murmeliini

ну так это правда патамушто. Тут даже нельзя никакими оценочными категориями оперировать, типа "плохой-хороший", потому что это просто данность. Человек такой, и другим уже не будет. Но легко рассуждать, если этот человек в твой ближайший круг не входит, и ты в любой момент можешь от общения отказаться. А если входит? А если ты всю жизнь с ним прожил рядом?

Угу. Плохой-хороший в данном случае не подходит, это точно.

В общем, такой Чернобыль. )
02.09.2010 в 21:05

Блоговерная
Хотелось бы мне знать, откуда такое берется. Очень. Я не верю в такой "типаж" от природы

Я для себя анализировала, поняла, что все мы, конечно, индивидуальности, но общие черты у таких людей есть. Во-первых, хотя бы один, но чрезвычайно властный и подавляющий собственную волю родитель. У девочек обычно папа, у мальчиков мама - банально, ага, превед, дедуля.
Во-вторых, то, что Faith S. упомянула - проблемы со здоровьем. Очень редко кто из серьезных хронических больных может примириться со своей болезнью. Это все пиздеж, простите, про очищающее страдание. Точнее, оно способно очистить изначально склонную к чистоте, к свету душу. Обычного человека болезнь ожесточает и ломает. Характер (особенно если он был не сахарный) меняется только в худшую сторону и начинаются манипуляции в стиле "я умираю, а вы, твари неблагодарные..." и далее по списку.
В-третьих, некоторая эмоциональная приторможенность. Если в человеке с детства давили любые проявления эмоций, позитивных и негативных, в итога вырастает существо, которое не отдает себе особо отчета в собственных чувствах, но прекрасно умеет манипулировать и подавлять эмоции других людей - у него была масса возможностей научиться.

Могла бы продолжить, но не хочу. :lol:
02.09.2010 в 21:19

Часовых дел мастер
Murmeliini
тебе нравилось грызть, признайся Так я и не скрывала, в чем мне признаваться? Нравилось. А пользовалась она только там, где мне было не жалко, от этого мы и ссорились постоянно, я же много не дам. :lol: И выкачивала, факт, но ей тогда нужна была поддержка. Не жалею ни секунды. :tease2: Я все равно не могу отдать больше чем есть. :-D
Старания не бывают бесполезны. Во всем есть смысл.)

Faith S.
Ну видишь, уехала и нормально. Не из чего шоу устраивать.
02.09.2010 в 21:19

Газонокосилка моей мечты. (с)
:yes:

Угу. ))) (про подавительного родителя. Прабабушку мою все боялись.

"Некоторые боялись Слепого Пью, другие - Флинта. А меня боялся сам Флинт" (с))) (цитата примерная) :lol:

Очень редко кто из серьезных хронических больных может примириться со своей болезнью.

Тоже ППКС. (по крайней мере, я таких не видела. Или это человек просто не осознает насколько серьезно он болен - неадекватность оценки собственного состояния).
02.09.2010 в 21:22

Газонокосилка моей мечты. (с)
Trifles

Ну видишь, уехала и нормально. Не из чего шоу устраивать

Ну-ну )))

:hul:
02.09.2010 в 21:34

Автор курил гробы (с)
Мерри ,честно говоря, какая-то жуткая каша из понятий. Вроде бы описывают стандартного психопата (социопата, ассоциальную личность по разным классификациям), но привносят в описание нарциссизм, который вообще другое, параноидные черты, где слабости аффекта в помине нет. Такое ощущение, что автор встретил кого-то неприятного и навешал на него свои проекции.
02.09.2010 в 22:01

Коммуникация - это непрерывный процесс преодоления отвращения к мнению другого.
Че-то я таких не встречала (((
Хотя не первый год на свете живу....
Может, я тоже тиран?
Чиста по логике вещей такая монстрюга просто не выживет.
02.09.2010 в 22:04

Газонокосилка моей мечты. (с)
Nereis

Нет ))) Просто ты счастливый человек.
02.09.2010 в 22:05

Часовых дел мастер
toma-km +сто
02.09.2010 в 22:06

Газонокосилка моей мечты. (с)
Trifles

Ты тоже счастливый человек )))

"Ты видишь сурка?"
"Нет"
"А он существует!" (с) "ДМБ"))) :lol:
02.09.2010 в 22:19

Коммуникация - это непрерывный процесс преодоления отвращения к мнению другого.
Faith S.
Гм.
Думаю, дело не во мне)))
Просто кто-то очень сильно испугался дурака и пририсовал ему клыки. Вот так возникают нездоровые сенсации. )))
02.09.2010 в 22:21

Часовых дел мастер
Nereis
Мы не видим клыков, а они есть. :lol:

Faith S. Спасибо, дорогая. :kiss:
02.09.2010 в 22:24

Газонокосилка моей мечты. (с)
Nereis

Просто кто-то очень сильно испугался дурака и пририсовал ему клыки. Вот так возникают нездоровые сенсации. )))

Не знаю. Я с этим человеком 32 года прожила. Так что... ) Существует.
02.09.2010 в 22:25

Коммуникация - это непрерывный процесс преодоления отвращения к мнению другого.
Trifles
Просто мы суровые тетки ) Сначала напильником по зубам, а потом уже разговариваем.
02.09.2010 в 22:31

Me & The Minibar
Мне кажется, в этой сказке надо было еще один важный момент затронуть. Вроде такого, что нападение волка грозит только тем девочкам, которые идут в одиночку к бабушке через лес:-))))) И что на месте этой описанной автором "жертвы" оказывается не просто "невезучий" среднестатистический человек, а как-то по-особому, хитро устроенный. По крайней мере, иначе я для себя объяснить эту хитрую и трагическую конструкцию из поста в ЖЖ не могу:-(
02.09.2010 в 22:38

Часовых дел мастер
Nereis Так тираны. :evil:
02.09.2010 в 22:46

Коммуникация - это непрерывный процесс преодоления отвращения к мнению другого.
rlreader
Имеются в виду те девочки, которые ведуться на штампы типа пьянки со свечами и не могут с первого взгляда расмотреть агрессивную бездарность?
Ну так мы с Trifles никогда не велись.... и, по версии автора статьи, поэтому мы - тираны ))))


Faith S. Я с этим человеком 32 года прожила
Где, где вы их берете?

У меня в голове целая классификация агрессивных идиотов, но такого типа там нет... да и вообще в человеческих ли это силах - сначала петь хвалу, а потом впасть в непрошибаемый эгоизм? Больше энергии потратишь, чем получишь.
02.09.2010 в 22:53

Me & The Minibar
Nereis
Какие девочки? :susp: Нет, я имела в виду, что если человек говорит (я вот на дайри несколько раз натыкалась) "Ох уж эти люди, им бы только на меня сесть и ножки свесить!", то мне кажется, что у него какое-то особое устройство. Или у его шеи. Но точно не у проходящих мимо ножек:-))))
02.09.2010 в 23:22

Помесь хорька, барсука и штопора
toma-km

честно говоря, какая-то жуткая каша из понятий

Мне это тоже не понравилось, но я это отнесла на счет непрофессиональности адаптации. Это перевод, причем вон в названии ничего про нарциссизм нет. Там про "моральное преследование" (сильно подозреваю, что разновидность эмоционального шантажа) и "переверсивное насилие", то бишь, как я понимаю, "обратное".

Разумеется, все прямо так черненько, как в пересказе, не бывает. Это же схема-шаблон. Кроме того, я ниже написала еще некоторые соображения.

Вообще я бы с интересом прочитала оригинал, я думаю, он интереснее пересказа.

Nereis

Ну, вам повезло. К счастью - описанное не часто бывает. И точно не бывает в таком кристаллизованном виде. Это все-таки тип поведения, а не цельная личность.

Чиста по логике вещей такая монстрюга просто не выживет.

Ой, оно со стороны обычно в таких фантиках и рюшах, что мама не горюй.

Кроме того, оно может обладать массой других достоинств, не связанных с личным общением. Умом, талантом, профессионализмом, в конце концов. Мою бабку директор завода дважды на этот завод возвращал. Правда, потом через пару недель ее опять большинство смертельно ненавидели. ))

rlreader

Да нет, нападение волка грозит всем или почти всем. Конечно, если ты регулярно ходишь через лес, то доходишься рано или поздно.

А так в целом - ну, в общем неплохо знать, что а) волки существуют, и б) от них можно и нужно обороняться. И что волк на тебя напал не потому, что ты была плохая девочка и плохо ела кашу, а просто потому что это волк и он хочет жрать. И что волка, конечно, жалко, но это не повод кормить его собой.
02.09.2010 в 23:26

Помесь хорька, барсука и штопора
Nereis

Где, где вы их берете?

Я выше писала в комментах. У меня такая бабушка.
Мне еще ничего, моей матери пришлось куда хуже. Потому что у нее импринт куда сильнее. Я при бабуле только первых 10 лет прожила, дальше я с ней общение строю по-взрослому. Пытаюсь по-крайней мере. По крайней мере, я хотя бы задним числом могу видеть, что она делает. И хоть в половине случаев успеваю отловить шантаж, ее пожалеть и не поддаться.

Кстати, прикольная фигня вот в чем. Я не знаю, что там у пересказчицы и ее подруги, но я таких знаю только баб.
Мужиков не знаю.
02.09.2010 в 23:47

А здесь у нас в центре циклона снежные львы и полный штиль (с) БГ
Много лет назад вляпалась в роман с таким молодым человеком: вот со всеми стадиями. После чувствовала себя омерзительно.
Другое дело, что я не считаю все равно, что это какой-то сильно отдельный и обширный тип засранцев, под который нужна аж классификация. Просто не умеют люди строить отношения: очаровываются и очаровывают, потом перегорают, загоняются, все портят и ищут нового и правильного счастья. В то, что оно длится, длится и длится - верю мало, это все-таки труд - поддерживать даже такие эпизодические отношения.
Мои прервались, когда началось активное динамо с "всплесками". Но в принципе ничто не мешает свалить уже на стадии претензий и разборок, кроме собственных иллюзий - "а вдруг все наладится?". Некоторые, кажется, весьма успешно сваливают и не чувствуют никакой "демоничности".
03.09.2010 в 00:10

Часовых дел мастер
Мерри
оно может обладать массой других достоинств, не связанных с личным общением. Умом, талантом, профессионализмом
Да? А разве в твоей статье не написано, что основная характеристика таких людей: бездарная посредственность?
03.09.2010 в 00:14

Помесь хорька, барсука и штопора
another_voice

Так это вроде и не классификация, а некоторый тип поведения.
Кстати, насколько я понимаю, такие штуки вызывают такое же привыкание, как виктимное поведение жертвы.
У таких людей ведь с той стороны тоже целый комплекс эмоций, которые вызывают привыкание, а поскольку другие эмоции им... не то что недоступны, они не умеют их вызывать, то люди на это подсаживаются. Совсем без эмоций же плохо.
03.09.2010 в 00:20

Помесь хорька, барсука и штопора
Trifles

С этим я как раз не согласна. Точнее, мне кажется, что это может быть причиной, одной из, но может и не быть.
Это, кстати, было одним из пунктов, активно оспариваемых в комментах.
03.09.2010 в 00:48

Автор курил гробы (с)
Мерри ,
возможно, недостатки перевода, да. Но вообще подобное поведение может быть вызвано несколькими причинами.

- человек социопат, он в самом деле воспринимает людей исключительно как инструменты в достижении целей. А когда цель достигнута или выбрасывает за ненадобностью, или держит на длинном поводке.
- человек влюбчив: он моментально загорается, добивается взаимности, а потом закономерно "потухает". И злится на прежний объект за то, что тот чересчур навязчив.
- человек опасается чересчур близких отношений. На стадии "завоевания" чувствует себя прекрасно, а вот когда к нему сильно привязались, срабатывает инстинкт: надо делать ноги, а то посадят на привязь.
- человек склонен к сверхконтролю: он любыми путями (в том числе очень плотным общением и личной харизмой) завоевывает чужую преданность, а потом успокаивается, отходит, переключается на другой объект. Но и о прежнем не забывает: в идеале-то он хочет контролировать весь мир.

То есть мотивы могут быть как сознательными, так и бессознательными.
03.09.2010 в 01:10

Помесь хорька, барсука и штопора
toma-km

Да, я согласна. Я даже думаю, что чаще мотивы бессознательные. Мне кажется, такой человек нередко страдает какими-то фобиями или комплексами, что придает ему внутреннюю уверенность, что вокруг "враги" - это помогает "овеществлять" людей. Это или страх привязанности, или страх беспомощности.

Я, правда, это "вывожу" все на примере ровно моей бабки, а у нее хватало причин быть не вполне вменяемой. Проблема в том, что даже понимая это, выйти из-под контроля такого человека нелегко. Нужно очень четко контролировать себя и свои реакции на раздражители, понимать, откуда что берется. И одновременно (по кр. мере, в моем случае) помнить, что человек это делает не потому, что он сознательно адский монстр, а потому что он иначе уже не может (в 73 года трудно представить себе изменение модели поведения; даже в 50 уже без помощи приличного психотерапевта это вряд ли возможно). Проблема в том, что я сама человек доверчивый, привязчивый и очень открытый. То есть мне очень, очень трудно не "открываться" на любые положительные эмоции в общении со мной. А тут, что ни раз, откроешься - получишь в морду :(

Я, собственно, такие штуки коллекционирую в основном для того, чтобы самой себе регулярно напоминать, что мне тупо "жмут на кнопки". Что поддаваться глупо, неправильно и безответственно - в моем случае это не дебильный молчел, которого послать можно, а пожилая родственница, которая уж какая есть, такая есть, и ей в любом случае нужны уход и забота. А это означает, что для меня единственный путь - научиться отстраняться, не переживать, полностью управлять своими эмоциями. Или выплескивать их куда-то в сторону, в безобидной для всех участников ситуации форме.

Но нелегко это, да.