Помесь хорька, барсука и штопора
Ангст и трагедия — разные и даже противоположные вещи. Меня всегда огорчает, когда их смешивают.
Ангст (Angst) — термин, заимствованный из постмодернистской философии. Он означает весьма специфический комплект чувств: тоску, беспомощность, отчаяние, страх. В оригинале, у Кьеркегора, angst - это метафизический страх человека перед бытием, в частности, перед смертностью как таковой.
Трагедия, между тем, - это жанр, сосредоточенный на непримиримом, неразрешимом конфликте личности с некоторой противостоящей силой (обстоятельствами, судьбой, обществом и др), который настолько силен, что приводит к гибели героя.
Ангст может вовсе не быть трагедией. Он вообще мало связан с наличием конфликта. В конце концов, мы знаем массу людей, которым страшно, тоскливо, уныло и плохо, даже когда вокруг дела обстоят совершенно обыденно. Ангст — это вообще психологический жанр, построенный на страдании личности. Это "внутренний" жанр. Весь ангст всегда, собственно говоря, происходит у героя в голове. Настоящий ангст всегда пессимистичен, поскольку как только в этом жанре появляется элемент преодоления страха, тоски, отчаяния, произведение перестает быть ангстом и становится психологической драмой.
Трагедия же не просто не всегда ангст, а чаще всего не ангст. Мы любим Гамлета за его силу духа, за готовность бороться до конца. Горячая Катерина из "Грозы", даже утопившись, не сдалась. Самое ее самоубийство — это последний бунт, недаром Добролюбов сравнивает ее с иудеями в вавилонском плену ("Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины, что лучше пусть язык их прилипнет к гортани и руки отсохнут, нежели примутся они за гусли и запоют сионские песни на потеху владык своих"). Вся соль трагедии очень часто состоит как раз в том, что герой в невыносимых обстоятельствах предпочитает борьбу и физическую гибель — внутреннему поражению, слабости, примирению с той самой противостоящей силой. Примирись Гамлет с преступлением матери и дяди, займи покорно место у королевских ног, предпочти он тихо сетовать на несправедливость мира и то, как дурны люди, — вот это был бы ангст. Но не трагедия.
Я люблю трагедии и терпеть не могу настоящего ангста. К счастью, в фандомах чаще всего этим словом называют просто драму.
Ангст (Angst) — термин, заимствованный из постмодернистской философии. Он означает весьма специфический комплект чувств: тоску, беспомощность, отчаяние, страх. В оригинале, у Кьеркегора, angst - это метафизический страх человека перед бытием, в частности, перед смертностью как таковой.
Трагедия, между тем, - это жанр, сосредоточенный на непримиримом, неразрешимом конфликте личности с некоторой противостоящей силой (обстоятельствами, судьбой, обществом и др), который настолько силен, что приводит к гибели героя.
Ангст может вовсе не быть трагедией. Он вообще мало связан с наличием конфликта. В конце концов, мы знаем массу людей, которым страшно, тоскливо, уныло и плохо, даже когда вокруг дела обстоят совершенно обыденно. Ангст — это вообще психологический жанр, построенный на страдании личности. Это "внутренний" жанр. Весь ангст всегда, собственно говоря, происходит у героя в голове. Настоящий ангст всегда пессимистичен, поскольку как только в этом жанре появляется элемент преодоления страха, тоски, отчаяния, произведение перестает быть ангстом и становится психологической драмой.
Трагедия же не просто не всегда ангст, а чаще всего не ангст. Мы любим Гамлета за его силу духа, за готовность бороться до конца. Горячая Катерина из "Грозы", даже утопившись, не сдалась. Самое ее самоубийство — это последний бунт, недаром Добролюбов сравнивает ее с иудеями в вавилонском плену ("Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины, что лучше пусть язык их прилипнет к гортани и руки отсохнут, нежели примутся они за гусли и запоют сионские песни на потеху владык своих"). Вся соль трагедии очень часто состоит как раз в том, что герой в невыносимых обстоятельствах предпочитает борьбу и физическую гибель — внутреннему поражению, слабости, примирению с той самой противостоящей силой. Примирись Гамлет с преступлением матери и дяди, займи покорно место у королевских ног, предпочти он тихо сетовать на несправедливость мира и то, как дурны люди, — вот это был бы ангст. Но не трагедия.
Я люблю трагедии и терпеть не могу настоящего ангста. К счастью, в фандомах чаще всего этим словом называют просто драму.
У меня вопрос: Как обьяснить ситуацию Гарри Поттера и Сириуса Блека в конце третьей книги. Когда герой только вот нашел близкого для себя человека, родственника который любит и поймет, но в миг его теряет.?
Изначально, в англоязычном фандоме, термин, похоже, употреблялся довольно близко к Кьеркегору. Но постепенно это действительно стало пониматься как нечто "плохое" и использоваться как попало.
Шахри
Bionike
В смысле - как объяснить? Вы имеете в виду, как это назвать или как назвать, скажем, зарисовку, этому посвященную? В каноне этот эпизод драматичен. Трагедии там, на мой взгляд, нет, ангста нет тем более. Гарри вообще не склонен к ангсту, если исключить некоторые подростковые приступы конфликтности.
Увы, как раз нередко ангстовые фики подпадают именно под это определение. Герой занимается самопоеданием, пока какая-нибудь добрая душа не погладит или не настучит ему по голове. Проблема героя состоит же процентов на 10 из проблемы и на 90 — из накрутки.
Ох. Чисто теоретически то, что вы описываете, и есть ангст. Вот этот ужас, который вы описываете, - это оно. Я вам могу только посочувствовать. В любом случае, по-моему, это все-таки имеет очень мало отношения к моему посту, посвященному жанрам.
Я прочитала ваш пост - давайте об этом поговорим у вас, это совершенно отдельная беседа.
Я не знаю про 90 процентов. Очень трудно подсчитать. Особенно если учесть, что настоящий ангст я дочитать обычно не в силах, а дочитав кое-как, стараюсь выбросить из головы.
Еще раз благодарю. Теперь пойду искать различие драмы, как жанра, и трагедии. Интуитивно я понимаю где драма, а где трагедия, но мозгами, что - то не выходит
P.S. А в трагедии обязательно должна быть смерть?
Спасибо за пост. Была бы очень согласна, если бы фэндомные ангсты так часто не сопровождались пытками и изнасилованиями страдающего героя. Т.е, тут и герой страдает на полную катушку, и его прикладывают любящие авторы. Драма ли это?
Впрочем, с терминологией в фандоме вообще неразбериха: вот Чакра выясняла недавно что такое флафф - жанр или предупреждение)))) Там тоже все не просто))))
Спасибо за разъяснения!
Я ангст всегда для себя "переводила" с фандомного на общечеловеческий как "психологическая драма"
(тупо) а вот можно все-таки на конкретных примерах? Вот "Год...", например, это - драма или ангст? То есть ведь там - и душевные терзания персонажей, и внешний конфликт, не?
так, конечно, согласна с постом. Добавлю только, что не так много действительно ангстовых фиков про вот такой животный ужас.
Из всех (немногих =) ) мне известных, только в одном фандоме - аниме Bleach - заявленный ангст чаще всего оказывается именно ангстом. Читать, действительно, невозможно.
Теперь пойду искать различие драмы, как жанра, и трагедии.
Лучше всего в литературной энциклопедии или БСЭ. Их легко найти здесь:
slovari.yandex.ru
LantanaA
Была бы очень согласна, если бы фэндомные ангсты так часто не сопровождались пытками и изнасилованиями страдающего героя. Т.е, тут и герой страдает на полную катушку, и его прикладывают любящие авторы. Драма ли это?
С точки зрения литературоведения, обычно да, драма. Вот logastr ниже очень хороший термин предлагает: ангст - это больше психологический модус, способ мировосприятия, чем литературный жанр; флафф, пожалуй, тоже. В фандоме он, как я понимаю, используется, поскольку есть тесты, главная задача которых - это как раз сосредоточенность на модусе, которому подчинены собственно события.
tes3m
logastr
И заметьте, трагедия и драма - это драматические жанры. Т.е. относящиеся к совершенно определенному роду литературы.
Строго говоря, да. Практически, думаю, возможен некоторый перенос применительно к прозе; проблема в том, что драма (как вид искусства) чаще бывает "чистым жанром", чем проза, где могут сочетаться разные признаки, стили и подходы.
Мне очень нравится ваша идея про модус. Строго говоря, ангст и флафф - это скорее психолгические модусы повествования, чем жанры.
strega verde
Ангст - это не просто "душевные терзания". Это невыносимый, иррациональный страх, отчаяние, ужас и т.д., в которые герой погружается и пребывает там.
"Год..." - на мой взгляд, самый что ни на есть классический пример психологической драмы. Ангста в постмодернистском стиле там нет. Гарри ни на минуту не сомневается, что способен справиться с ситуацией; там есть одна сцена, где у героя ощущения "все потеряно", но они переживаются и преодолеваются. Я очень люблю этот роман еще и потому, что там невероятно мужественный Гарри.
У меня, однако, стоят авторские жанры и рейтинг (ангст и PG), ничего не поделаешь. Хотя в моем понимании это драма и R.
Шахри
Ничего страшного
Да, фиков с настоящим ангстом очень мало.
Black Moon Cat
Я с Бличем, к сожалению, не знакома.
Сталина
Потому что слово красивое и непонятное
А! Спасибо за разъяснение. То есть возвращаем словцо по принадлежности (то есть Кьеркегору и прочим экзистенциалистам). Туда ему и дорога
Как вы думаете, можно ли считать ангстом произведение вызывающее у читателя одноименные переживания, но не отражающие таких переживаний у героя?
Как попало - вот этого не знаю. Мне тоже было бы интересно.
Hokori
Хороший вопрос. Но думаю, нет. Тут вот отличный пример выискался. Я нашла в дайри у Тупак Юпанки рецензию на фик "Краем глаза" в моем переводе. Тупак Юпанки пишет, что это очень тяжелый и гнетущий текст. А для меня это один из самых светлых и смешных фиков. Я умирала со смеху и от восторга одновременно, когда его читала, уже не говоря о переводе. И перечитывала раз двадцать.
Согласна с вашей оценкой фика
Спасибо за наводку на яндекс, я всю википедию перерыла. Теперь я четко понимаю что такое драма, а что трагедия.
Как попало - вот этого не знаю. Мне тоже было бы интересно.
я тут подумала, что может в виду имелся вовсе не экзистенциальный страх, а adolescent angst
Всегда пожалуйста! Там вообще много ценных энциклопедий висит.
strega verde
Ну, может, и через это, но сам термин adolescent angst - все равно оттуда. И все-таки западные фандомы далеко не подростками создавались. Я думаю, это все постмодернизм.