Помесь хорька, барсука и штопора
Продолжаем разговор 
Итак, выводы первой части и последующего обсуждения коротко можно сформулировать следующим образом: автор никому ничего не должен, кроме...кроме того, что пообещал (в частности, незаконченный, но выложенный для читателя текст - обещание, а их нужно выполнять, если только не случается какой-нибудь форс-мажор). Автор не принадлежит никому, "только Богу одному" и себе, ну и текст его вместе с ним, и в силу этого автор может делать со своим текстом что угодно.
Но. Из этого прямо следуют некоторые другие вещи, куда менее приятные для авторадругие вещи, куда менее приятные для автора.
Если автор должен хотя бы то, что пообещал, то публика ему не должна вообще ничего. То есть совсем. Ни одобрения, ни комментариев, ни критики, НИЧЕГО. Ибо публика вообще ничего никому не обещала и ни на что не подписывалась.
Однако же если какое-то взаимодействие все-таки происходит, то оно, опять же, идет по двум линиям - социальной и творческой. И которые, опять же, то и дело смешиваются в пресловутом Вопросе о Критике. Называют этим словом (критика) что попало, а зря. Строго говоря, следовало бы сказать, что есть не критика, а обратная связь - как по творческой, так и по социальной составляющей. Смешивать их не просто неправильно, а чревато, потому что они принципиально разные по устройству.
Социальная составляющая здесь немного прозрачнее, потому что она в принципе построена на обмене: ты мне, я тебе. И есть некоторые условные "общественные договоренности", которые более или менее проистекают из того механизма обмена "приятным", который я описывала выше: я тебя развлекаю, а ты меня "поглаживаешь". Как бы прилично, если ты прочитал приятный текст, сказать "спасибо" и вообще сделать что-то приятное автору за доставленное удовольствие. Однако это, безусловно, подразумевает и обратное: если читатель прочитал текст, который доставил ему массу огорчения, испортил настроение и потрепал нервы, то читатель уж точно имеет право сказать об этом. Око за око, зуб за зуб.
Как конкретно (в какой форме) происходит этот обмен социальными "прикосновениями", зависит банально от того, насколько хорошо воспитаны оба участника процесса, насколько они чутки и вежливы. Это ничем не отличается от того, как ведут себя люди, скажем, в общественном транспорте, в метро, в магазине. Вам придержали дверь, вы можете принять это как должное, а можете улыбнуться и поблагодарить. Вам встали на ногу, вы можете поморщиться и попросить подвинуться, а можете начать материться и дать в морду. И то, и другое характеризует участников только с общесоциальной точки зрения. Тут никакого права требовать чего-то, кроме соблюдения элементарных приличий, нет ни у публики, ни у автора. Да и того, в общем, не больше, чем при любом другом социальном взаимодействии. Но суть от этого не меняется.
Важно здесь заметить вот что: к собственно критике, к анализу и разбору текста, это все не имеет никакого отношения. Это обмен эмоциями в чистом виде. Не надо иллюзий. И тут, нужно признать, авторы куда чаще прокалываются. Бывают, конечно, читатели, которые сначала хамят, а потом прикрываются плакатиком "это вы просто критики не любите". Но куда чаще именно авторы забывают о том, что социальная составляющая - одно, а творческая - совсем другое. И что реакция "фугадость", даже в вежливом виде, это не реакция на творческую составляющую процесса вообще. Это реакция на то "противно", которое доставило читателю данное произведение. Иногда это просто следствие ошибки коммуникации. Автор любит "страшную правду жизни" и вообще пессимист, а читатель предпочитает сказки и оптимизм; автор любит романтику, а читатель хотел порнухи, и т.д., и т.п. Ничего не поделаешь, случается.
Обмен этим делом - совершенно добровольный, конечно. Автор, строго говоря, выкладывая текст, не обещал и не гарантировал читателю радости, приятного и всеобщего счастья. Он же не в курсе, что именно читателю нравится. Да и не должен этим интересоваться, это вредит творчеству ужасно. Но и читатель ничего не обещал и не гарантировал.
Тут обе стороны совершенно на равных, и вопрос скорее сводится к тому, как они поведут себя в состоянии конфликта: подерутся или мирно разрулят ситуацию.
Лично меня как автора в этом отношении всегда страшно коробит фамильярность. Я ее крайне не люблю. Поэтому меня в равной степени раздражают в сети односторонние попытки перейти границы формального общения - как с плюшкой, так и с оплеухой. "Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более - когда в нее плюют" (с) И здесь речь не о вкладываемой куда-то там душе, а именно об обмене эмоциями и глубокими переживаниями. По моему мнению, этот обмен в принципе не должен происходить между незнакомыми людьми, и претендовать на него нельзя, ни с той, ни с другой стороны. Я совершенно не желаю знать, как там кто-то незнакомый над моим текстом обрыдался или ночь не спал, страдая. Точно так же, как я совершенно уверена, читателю совершенно все равно, какие личные драмы или удачи привели к появлению этого текста. Втягивать автора или читателя в общение на эту тему - дурной тон, на мой взгляд. Однако, как легко увидеть в комментариях, у разных авторов на эту тему разные взгляды.
Да, одно очень важное отступление и замечание. Все, что здесь написано, касается "официального" общения автора с публикой в отведенных для того местах: форумах, архивах с комментариями, пресс-конференциях и т.д. У себя в личном пространстве человек вообще может делать что хочет, хоть голышом бегать, хоть вешаться, поэтому претензий тут не может быть ни у кого ни к кому. Авторы, не читайте блоги и темы с частным обсуждением своих текстов, если вы не готовы увидеть и услышать то, что вашим ушам и глазам не предназначалось. Читатели, не подписывайтесь на блоги авторов, если вы не готовы на то же самое.
Со второй, творческой составляющей все интереснее.
Поскольку творческая часть - она для себя, для Бога и на люди выносится для того, чтобы давать, делиться, то тут совершенно очевидно, что публика ничего не должна взамен. Так что автор никогда, ни при каких обстоятельствах не может требовать фидбэка, мотивируя это творческой частью. Это всегда выглядит как "я ради тебя ночей не спала, а ты на электричке едешь". Произведение, доступное для публики, - подарок, а за подарки ничего не просят. В частности, поэтому автору упирать на то, что в произведение вложена душа, это не просто стыдно или некрасиво, это опошление творческого процесса. Потому что ни собой, ни душой не торгуют. Когда такое кому-то дают, то даром, "ни за что, за просто так".
Однако иногда автору везет. Потому что то, что красиво называется конструктивной критикой, это именно обмен по творческой составляющей. Это тоже разновидность творчества. И точно так же требует души, ума, внимания к тексту. Талантливый критик, также как и талантливый автор, ночами может не спать, размышляя над одной строкой.
И если такое автору приходит, это большое-большое счастье.

Итак, выводы первой части и последующего обсуждения коротко можно сформулировать следующим образом: автор никому ничего не должен, кроме...кроме того, что пообещал (в частности, незаконченный, но выложенный для читателя текст - обещание, а их нужно выполнять, если только не случается какой-нибудь форс-мажор). Автор не принадлежит никому, "только Богу одному" и себе, ну и текст его вместе с ним, и в силу этого автор может делать со своим текстом что угодно.
Но. Из этого прямо следуют некоторые другие вещи, куда менее приятные для авторадругие вещи, куда менее приятные для автора.
Если автор должен хотя бы то, что пообещал, то публика ему не должна вообще ничего. То есть совсем. Ни одобрения, ни комментариев, ни критики, НИЧЕГО. Ибо публика вообще ничего никому не обещала и ни на что не подписывалась.
Однако же если какое-то взаимодействие все-таки происходит, то оно, опять же, идет по двум линиям - социальной и творческой. И которые, опять же, то и дело смешиваются в пресловутом Вопросе о Критике. Называют этим словом (критика) что попало, а зря. Строго говоря, следовало бы сказать, что есть не критика, а обратная связь - как по творческой, так и по социальной составляющей. Смешивать их не просто неправильно, а чревато, потому что они принципиально разные по устройству.
Социальная составляющая здесь немного прозрачнее, потому что она в принципе построена на обмене: ты мне, я тебе. И есть некоторые условные "общественные договоренности", которые более или менее проистекают из того механизма обмена "приятным", который я описывала выше: я тебя развлекаю, а ты меня "поглаживаешь". Как бы прилично, если ты прочитал приятный текст, сказать "спасибо" и вообще сделать что-то приятное автору за доставленное удовольствие. Однако это, безусловно, подразумевает и обратное: если читатель прочитал текст, который доставил ему массу огорчения, испортил настроение и потрепал нервы, то читатель уж точно имеет право сказать об этом. Око за око, зуб за зуб.
Как конкретно (в какой форме) происходит этот обмен социальными "прикосновениями", зависит банально от того, насколько хорошо воспитаны оба участника процесса, насколько они чутки и вежливы. Это ничем не отличается от того, как ведут себя люди, скажем, в общественном транспорте, в метро, в магазине. Вам придержали дверь, вы можете принять это как должное, а можете улыбнуться и поблагодарить. Вам встали на ногу, вы можете поморщиться и попросить подвинуться, а можете начать материться и дать в морду. И то, и другое характеризует участников только с общесоциальной точки зрения. Тут никакого права требовать чего-то, кроме соблюдения элементарных приличий, нет ни у публики, ни у автора. Да и того, в общем, не больше, чем при любом другом социальном взаимодействии. Но суть от этого не меняется.
Важно здесь заметить вот что: к собственно критике, к анализу и разбору текста, это все не имеет никакого отношения. Это обмен эмоциями в чистом виде. Не надо иллюзий. И тут, нужно признать, авторы куда чаще прокалываются. Бывают, конечно, читатели, которые сначала хамят, а потом прикрываются плакатиком "это вы просто критики не любите". Но куда чаще именно авторы забывают о том, что социальная составляющая - одно, а творческая - совсем другое. И что реакция "фугадость", даже в вежливом виде, это не реакция на творческую составляющую процесса вообще. Это реакция на то "противно", которое доставило читателю данное произведение. Иногда это просто следствие ошибки коммуникации. Автор любит "страшную правду жизни" и вообще пессимист, а читатель предпочитает сказки и оптимизм; автор любит романтику, а читатель хотел порнухи, и т.д., и т.п. Ничего не поделаешь, случается.
Обмен этим делом - совершенно добровольный, конечно. Автор, строго говоря, выкладывая текст, не обещал и не гарантировал читателю радости, приятного и всеобщего счастья. Он же не в курсе, что именно читателю нравится. Да и не должен этим интересоваться, это вредит творчеству ужасно. Но и читатель ничего не обещал и не гарантировал.
Тут обе стороны совершенно на равных, и вопрос скорее сводится к тому, как они поведут себя в состоянии конфликта: подерутся или мирно разрулят ситуацию.
Лично меня как автора в этом отношении всегда страшно коробит фамильярность. Я ее крайне не люблю. Поэтому меня в равной степени раздражают в сети односторонние попытки перейти границы формального общения - как с плюшкой, так и с оплеухой. "Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более - когда в нее плюют" (с) И здесь речь не о вкладываемой куда-то там душе, а именно об обмене эмоциями и глубокими переживаниями. По моему мнению, этот обмен в принципе не должен происходить между незнакомыми людьми, и претендовать на него нельзя, ни с той, ни с другой стороны. Я совершенно не желаю знать, как там кто-то незнакомый над моим текстом обрыдался или ночь не спал, страдая. Точно так же, как я совершенно уверена, читателю совершенно все равно, какие личные драмы или удачи привели к появлению этого текста. Втягивать автора или читателя в общение на эту тему - дурной тон, на мой взгляд. Однако, как легко увидеть в комментариях, у разных авторов на эту тему разные взгляды.
Да, одно очень важное отступление и замечание. Все, что здесь написано, касается "официального" общения автора с публикой в отведенных для того местах: форумах, архивах с комментариями, пресс-конференциях и т.д. У себя в личном пространстве человек вообще может делать что хочет, хоть голышом бегать, хоть вешаться, поэтому претензий тут не может быть ни у кого ни к кому. Авторы, не читайте блоги и темы с частным обсуждением своих текстов, если вы не готовы увидеть и услышать то, что вашим ушам и глазам не предназначалось. Читатели, не подписывайтесь на блоги авторов, если вы не готовы на то же самое.
Со второй, творческой составляющей все интереснее.
Поскольку творческая часть - она для себя, для Бога и на люди выносится для того, чтобы давать, делиться, то тут совершенно очевидно, что публика ничего не должна взамен. Так что автор никогда, ни при каких обстоятельствах не может требовать фидбэка, мотивируя это творческой частью. Это всегда выглядит как "я ради тебя ночей не спала, а ты на электричке едешь". Произведение, доступное для публики, - подарок, а за подарки ничего не просят. В частности, поэтому автору упирать на то, что в произведение вложена душа, это не просто стыдно или некрасиво, это опошление творческого процесса. Потому что ни собой, ни душой не торгуют. Когда такое кому-то дают, то даром, "ни за что, за просто так".
Однако иногда автору везет. Потому что то, что красиво называется конструктивной критикой, это именно обмен по творческой составляющей. Это тоже разновидность творчества. И точно так же требует души, ума, внимания к тексту. Талантливый критик, также как и талантливый автор, ночами может не спать, размышляя над одной строкой.
И если такое автору приходит, это большое-большое счастье.

@темы: Фандом, Головология, Мои тексты
нарезаешь круги вокруг выложенных текстов, с одной стороны глянешь, с другой посмотришь, "Я, что, такую каку написал, что читатели сбегают молча???"
Вот именно. И если человек с адекватной самооценкой эту мысль отгонит, потому что знает себе цену, человека с самооценкой заниженной это может повергнуть в депрессию в наихудшем значении этого слова
Со всем согласна. Это даже как-то как-то настораживает
Просить, как я уже говорила, человек может о чем угодно. Это вообще полезно - просить. Но не надо при этом упирать на то, что ты творец, и за это тебе положены плюшки. Я поэтому и считаю, что во взаимодействии автор-публика две разные составляющие, и устроены они по-разному.
А с заниженной самооценкой надо бороться
Я сама этим много лет страдаю. Но вот борюсь же как-то...
jetta-e
отсуствие фидбэка в любой его форме воспринимается автором фика (в отличие от автора "большой литературы" по умолчанию) как обрыв той самой коммуникации; и в свою очередь фэндом предполагает как социальный контракт внутри сообщества наличие этой самой коммуникации
Я согласна с тем, что фандом - это коммуникативное явление. Но дальнейшая установка - зависит от конкретного автора. Это вопрос убеждений, если хотите.
Да и в большой литературе автор, который работает только ради гонорара... фиговый это будет автор.
Да нет, ради бога, конкретно вы или кто-то еще может придерживаться другой позиции, нежели я описала. Тем не менее "дефолтной" в фэндоме будет именно она: "я пишу для со-фэндомцев и жду от них отклика". Проще говоря, писатель пишет потому, что он избрал это в качестве своей профессии, фанфикер же потому, что это наиболее удобная для него форма передачи сообщения. Именно это различие и порождает в фэндоме вечные дискуссии и просьбы о необходимости фидбэка.
Да и в большой литературе автор, который работает только ради гонорара... фиговый это будет автор.
Это будет нормальный автор. Ведь "ради чего-то" и "из-за чего-то" - это совершенно разные вещи (разница как между причиной и следствием). Побуждать к написанию его может муза, творческий порыв, личный опыт, пресловутый Огонь, жажда прославиться и еще бог знает что; на выходе же в обязательном порядке писатель получит лишь одно - моральное удовлетворение и оплату, на остальное он не может рассчитывать именно в русле ваших рассуждений "читатель никому ничем не обязан". (Есть еще такая вещь, как "признание в профессиональной среде", здесь и всякие Букеры, и экранизации, и прочее, но ее я опускаю, поскольку мы говорим о связке автор-читатель). Гонорар и тиражи - это единственный более менее объективный показатель его востребованности, единственная существующая всегда, хотя очень опосредованная, форма обратной связи с читателем; автор же, который по-фэндомному начинает заигрывать со своими читателями в сетевых сообществах - явление буквально последних лет и зачастую не самое приглядное.
Тем не менее "дефолтной" в фэндоме будет именно она: "я пишу для со-фэндомцев и жду от них отклика". Проще говоря, писатель пишет потому, что он избрал это в качестве своей профессии, фанфикер же потому, что это наиболее удобная для него форма передачи сообщения. Именно это различие и порождает в фэндоме вечные дискуссии и просьбы о необходимости фидбэка.
А почему именно эта форма дефолтная?
Но я, собственно, немного о другом. В фандоме очень распространена ситуация, когда автор хочет поддержки и обмена по социальной составляющей, а в качестве обоснования приводит - ах, я так страдал! ах, я душу вложил! ах, это у меня великое творчество, а вы не цените!
Согласитесь, что между "я пришел пообщаться, а вы молчите" и "я тут гений, а вы меня не понимаете" - очень большая разница.
Это будет нормальный автор. Ведь "ради чего-то" и "из-за чего-то" - это совершенно разные вещи (разница как между причиной и следствием).
Ради чего-то - это цель. (а не следствие).
Из-за чего-то - это причина.
Это действительно разные вещи.
И я здесь говорю совершенно не о причинах, а о цели, с которой человек что-то создает. Человек нечто делает ЗАЧЕМ-ТО. Дело не в побуждениях. Ведь, скажем, "сказать что-то важное людям" - это тоже цель, а не причина действий. Это результат, к которому человек стремится.
Когда целью человека являются только и исключительно деньги, ничего полезного он в принципе дать и сказать не может. Это такое мировоззрение специальное, которое исключает полезный (в нравственном, духовном, эстетическом, каком угодно смысле) продукт.
При этом, безусловно, заработок может быть как раз причиной того, почему человек садится писать. Таких людей - в том числе среди гениев - было очень много. Но целью их всегда было что-то другое.
Тезис:
Издающийся писатель за свои усилия получает от читателя (посредством издательской и торговой сети) гонорар. Фанфикер (или сетевой писатель как схожий тип) получает от члена своего сообщества обратную связь. И то и другое "прописано в контракте" (юридлическом в одном случае и социальном - в другом). Поэтому "обязательства" читателя в обоих описанных случаях разные.
И поэтому ваше высказывание типа "автор никогда, ни при каких обстоятельствах не может требовать фидбэка, мотивируя это творческой частью" я считаю неверным.
А почему именно эта форма дефолтная?
Это мое достаточно глубокое и продуманное убеждение про социально-психологическую природу такого явления как фанфикшн в частности и фэндом вообще. Диссертаций на эту тему не писала, но делать такой вывод основания имею. См. также вечный вопрос "литература ли фанфики?".
Да, это точно. Не положены плюшки за то, что ты творец. Плюшки - это вообще такая штука, которая "положена" редко бывает. Потому я и говорю, что не "не согласна" с вашим постом, а просто хочу уточнить некоторые моменты.
Не надо мне безапеляционно заявлять, что я спутала то или это. Я отказываюсь вести разговор в таком тоне и такой манере. Если вы не желаете углубляться в эти детали, никто не заставляет вас оставлять здесь комментарии.
Издающийся писатель за свои усилия получает от читателя (посредством издательской и торговой сети) гонорар. Фанфикер (или сетевой писатель как схожий тип) получает от члена своего сообщества обратную связь. И то и другое "прописано в контракте" (юридлическом в одном случае и социальном - в другом). Поэтому "обязательства" читателя в обоих описанных случаях разные.
В этом утверждении есть посылка, что между фанфикером и его читателем есть некий контракт. Эта посылка ложна. Никакого "социального контракта" между читателем и автором нет. Иначе в шапке требовалось бы ставить предупреждение: или вы обязуетесь оставить мне комментарий, или идите вон.
Как написание фанфиков, так и оставление комментариев - дело сугубо добровольное. Если кому нужны гонорары - пусть пишет ориджи и идет в издательство с ними.
И поэтому ваше высказывание типа "автор никогда, ни при каких обстоятельствах не может требовать фидбэка, мотивируя это творческой частью" я считаю неверным.
Ключевая часть в этом высказывании - мотивируя это творческой частью. Никакого отношения к социальной части, коммуникативной составляющей, этот тезис не имеет.
Вы знаете, довольно скучно беседовать с человеком, который читает мои посты частями и возражает на отдельные фразы, не вдумываясь в общий смысл.
Это мое достаточно глубокое и продуманное убеждение
Так мое убеждение настолько же глубокое и продуманное. Поэтому, пожалуйста, либо будьте готовы обосновывать свою точку зрения, или пожалейте ваше и мое время. Обмен лозунгами - это не ко мне.
Я понимаю, и ваши соображения тоже принимаю.
Я с вами была вежлива, но если вы вдруг нашли основания для обиды, переубеждать не стану. Позвольте с вами попрощаться.