Помесь хорька, барсука и штопора
Продолжаем разговор 
Итак, выводы первой части и последующего обсуждения коротко можно сформулировать следующим образом: автор никому ничего не должен, кроме...кроме того, что пообещал (в частности, незаконченный, но выложенный для читателя текст - обещание, а их нужно выполнять, если только не случается какой-нибудь форс-мажор). Автор не принадлежит никому, "только Богу одному" и себе, ну и текст его вместе с ним, и в силу этого автор может делать со своим текстом что угодно.
Но. Из этого прямо следуют некоторые другие вещи, куда менее приятные для авторадругие вещи, куда менее приятные для автора.
Если автор должен хотя бы то, что пообещал, то публика ему не должна вообще ничего. То есть совсем. Ни одобрения, ни комментариев, ни критики, НИЧЕГО. Ибо публика вообще ничего никому не обещала и ни на что не подписывалась.
Однако же если какое-то взаимодействие все-таки происходит, то оно, опять же, идет по двум линиям - социальной и творческой. И которые, опять же, то и дело смешиваются в пресловутом Вопросе о Критике. Называют этим словом (критика) что попало, а зря. Строго говоря, следовало бы сказать, что есть не критика, а обратная связь - как по творческой, так и по социальной составляющей. Смешивать их не просто неправильно, а чревато, потому что они принципиально разные по устройству.
Социальная составляющая здесь немного прозрачнее, потому что она в принципе построена на обмене: ты мне, я тебе. И есть некоторые условные "общественные договоренности", которые более или менее проистекают из того механизма обмена "приятным", который я описывала выше: я тебя развлекаю, а ты меня "поглаживаешь". Как бы прилично, если ты прочитал приятный текст, сказать "спасибо" и вообще сделать что-то приятное автору за доставленное удовольствие. Однако это, безусловно, подразумевает и обратное: если читатель прочитал текст, который доставил ему массу огорчения, испортил настроение и потрепал нервы, то читатель уж точно имеет право сказать об этом. Око за око, зуб за зуб.
Как конкретно (в какой форме) происходит этот обмен социальными "прикосновениями", зависит банально от того, насколько хорошо воспитаны оба участника процесса, насколько они чутки и вежливы. Это ничем не отличается от того, как ведут себя люди, скажем, в общественном транспорте, в метро, в магазине. Вам придержали дверь, вы можете принять это как должное, а можете улыбнуться и поблагодарить. Вам встали на ногу, вы можете поморщиться и попросить подвинуться, а можете начать материться и дать в морду. И то, и другое характеризует участников только с общесоциальной точки зрения. Тут никакого права требовать чего-то, кроме соблюдения элементарных приличий, нет ни у публики, ни у автора. Да и того, в общем, не больше, чем при любом другом социальном взаимодействии. Но суть от этого не меняется.
Важно здесь заметить вот что: к собственно критике, к анализу и разбору текста, это все не имеет никакого отношения. Это обмен эмоциями в чистом виде. Не надо иллюзий. И тут, нужно признать, авторы куда чаще прокалываются. Бывают, конечно, читатели, которые сначала хамят, а потом прикрываются плакатиком "это вы просто критики не любите". Но куда чаще именно авторы забывают о том, что социальная составляющая - одно, а творческая - совсем другое. И что реакция "фугадость", даже в вежливом виде, это не реакция на творческую составляющую процесса вообще. Это реакция на то "противно", которое доставило читателю данное произведение. Иногда это просто следствие ошибки коммуникации. Автор любит "страшную правду жизни" и вообще пессимист, а читатель предпочитает сказки и оптимизм; автор любит романтику, а читатель хотел порнухи, и т.д., и т.п. Ничего не поделаешь, случается.
Обмен этим делом - совершенно добровольный, конечно. Автор, строго говоря, выкладывая текст, не обещал и не гарантировал читателю радости, приятного и всеобщего счастья. Он же не в курсе, что именно читателю нравится. Да и не должен этим интересоваться, это вредит творчеству ужасно. Но и читатель ничего не обещал и не гарантировал.
Тут обе стороны совершенно на равных, и вопрос скорее сводится к тому, как они поведут себя в состоянии конфликта: подерутся или мирно разрулят ситуацию.
Лично меня как автора в этом отношении всегда страшно коробит фамильярность. Я ее крайне не люблю. Поэтому меня в равной степени раздражают в сети односторонние попытки перейти границы формального общения - как с плюшкой, так и с оплеухой. "Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более - когда в нее плюют" (с) И здесь речь не о вкладываемой куда-то там душе, а именно об обмене эмоциями и глубокими переживаниями. По моему мнению, этот обмен в принципе не должен происходить между незнакомыми людьми, и претендовать на него нельзя, ни с той, ни с другой стороны. Я совершенно не желаю знать, как там кто-то незнакомый над моим текстом обрыдался или ночь не спал, страдая. Точно так же, как я совершенно уверена, читателю совершенно все равно, какие личные драмы или удачи привели к появлению этого текста. Втягивать автора или читателя в общение на эту тему - дурной тон, на мой взгляд. Однако, как легко увидеть в комментариях, у разных авторов на эту тему разные взгляды.
Да, одно очень важное отступление и замечание. Все, что здесь написано, касается "официального" общения автора с публикой в отведенных для того местах: форумах, архивах с комментариями, пресс-конференциях и т.д. У себя в личном пространстве человек вообще может делать что хочет, хоть голышом бегать, хоть вешаться, поэтому претензий тут не может быть ни у кого ни к кому. Авторы, не читайте блоги и темы с частным обсуждением своих текстов, если вы не готовы увидеть и услышать то, что вашим ушам и глазам не предназначалось. Читатели, не подписывайтесь на блоги авторов, если вы не готовы на то же самое.
Со второй, творческой составляющей все интереснее.
Поскольку творческая часть - она для себя, для Бога и на люди выносится для того, чтобы давать, делиться, то тут совершенно очевидно, что публика ничего не должна взамен. Так что автор никогда, ни при каких обстоятельствах не может требовать фидбэка, мотивируя это творческой частью. Это всегда выглядит как "я ради тебя ночей не спала, а ты на электричке едешь". Произведение, доступное для публики, - подарок, а за подарки ничего не просят. В частности, поэтому автору упирать на то, что в произведение вложена душа, это не просто стыдно или некрасиво, это опошление творческого процесса. Потому что ни собой, ни душой не торгуют. Когда такое кому-то дают, то даром, "ни за что, за просто так".
Однако иногда автору везет. Потому что то, что красиво называется конструктивной критикой, это именно обмен по творческой составляющей. Это тоже разновидность творчества. И точно так же требует души, ума, внимания к тексту. Талантливый критик, также как и талантливый автор, ночами может не спать, размышляя над одной строкой.
И если такое автору приходит, это большое-большое счастье.

Итак, выводы первой части и последующего обсуждения коротко можно сформулировать следующим образом: автор никому ничего не должен, кроме...кроме того, что пообещал (в частности, незаконченный, но выложенный для читателя текст - обещание, а их нужно выполнять, если только не случается какой-нибудь форс-мажор). Автор не принадлежит никому, "только Богу одному" и себе, ну и текст его вместе с ним, и в силу этого автор может делать со своим текстом что угодно.
Но. Из этого прямо следуют некоторые другие вещи, куда менее приятные для авторадругие вещи, куда менее приятные для автора.
Если автор должен хотя бы то, что пообещал, то публика ему не должна вообще ничего. То есть совсем. Ни одобрения, ни комментариев, ни критики, НИЧЕГО. Ибо публика вообще ничего никому не обещала и ни на что не подписывалась.
Однако же если какое-то взаимодействие все-таки происходит, то оно, опять же, идет по двум линиям - социальной и творческой. И которые, опять же, то и дело смешиваются в пресловутом Вопросе о Критике. Называют этим словом (критика) что попало, а зря. Строго говоря, следовало бы сказать, что есть не критика, а обратная связь - как по творческой, так и по социальной составляющей. Смешивать их не просто неправильно, а чревато, потому что они принципиально разные по устройству.
Социальная составляющая здесь немного прозрачнее, потому что она в принципе построена на обмене: ты мне, я тебе. И есть некоторые условные "общественные договоренности", которые более или менее проистекают из того механизма обмена "приятным", который я описывала выше: я тебя развлекаю, а ты меня "поглаживаешь". Как бы прилично, если ты прочитал приятный текст, сказать "спасибо" и вообще сделать что-то приятное автору за доставленное удовольствие. Однако это, безусловно, подразумевает и обратное: если читатель прочитал текст, который доставил ему массу огорчения, испортил настроение и потрепал нервы, то читатель уж точно имеет право сказать об этом. Око за око, зуб за зуб.
Как конкретно (в какой форме) происходит этот обмен социальными "прикосновениями", зависит банально от того, насколько хорошо воспитаны оба участника процесса, насколько они чутки и вежливы. Это ничем не отличается от того, как ведут себя люди, скажем, в общественном транспорте, в метро, в магазине. Вам придержали дверь, вы можете принять это как должное, а можете улыбнуться и поблагодарить. Вам встали на ногу, вы можете поморщиться и попросить подвинуться, а можете начать материться и дать в морду. И то, и другое характеризует участников только с общесоциальной точки зрения. Тут никакого права требовать чего-то, кроме соблюдения элементарных приличий, нет ни у публики, ни у автора. Да и того, в общем, не больше, чем при любом другом социальном взаимодействии. Но суть от этого не меняется.
Важно здесь заметить вот что: к собственно критике, к анализу и разбору текста, это все не имеет никакого отношения. Это обмен эмоциями в чистом виде. Не надо иллюзий. И тут, нужно признать, авторы куда чаще прокалываются. Бывают, конечно, читатели, которые сначала хамят, а потом прикрываются плакатиком "это вы просто критики не любите". Но куда чаще именно авторы забывают о том, что социальная составляющая - одно, а творческая - совсем другое. И что реакция "фугадость", даже в вежливом виде, это не реакция на творческую составляющую процесса вообще. Это реакция на то "противно", которое доставило читателю данное произведение. Иногда это просто следствие ошибки коммуникации. Автор любит "страшную правду жизни" и вообще пессимист, а читатель предпочитает сказки и оптимизм; автор любит романтику, а читатель хотел порнухи, и т.д., и т.п. Ничего не поделаешь, случается.
Обмен этим делом - совершенно добровольный, конечно. Автор, строго говоря, выкладывая текст, не обещал и не гарантировал читателю радости, приятного и всеобщего счастья. Он же не в курсе, что именно читателю нравится. Да и не должен этим интересоваться, это вредит творчеству ужасно. Но и читатель ничего не обещал и не гарантировал.
Тут обе стороны совершенно на равных, и вопрос скорее сводится к тому, как они поведут себя в состоянии конфликта: подерутся или мирно разрулят ситуацию.
Лично меня как автора в этом отношении всегда страшно коробит фамильярность. Я ее крайне не люблю. Поэтому меня в равной степени раздражают в сети односторонние попытки перейти границы формального общения - как с плюшкой, так и с оплеухой. "Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более - когда в нее плюют" (с) И здесь речь не о вкладываемой куда-то там душе, а именно об обмене эмоциями и глубокими переживаниями. По моему мнению, этот обмен в принципе не должен происходить между незнакомыми людьми, и претендовать на него нельзя, ни с той, ни с другой стороны. Я совершенно не желаю знать, как там кто-то незнакомый над моим текстом обрыдался или ночь не спал, страдая. Точно так же, как я совершенно уверена, читателю совершенно все равно, какие личные драмы или удачи привели к появлению этого текста. Втягивать автора или читателя в общение на эту тему - дурной тон, на мой взгляд. Однако, как легко увидеть в комментариях, у разных авторов на эту тему разные взгляды.
Да, одно очень важное отступление и замечание. Все, что здесь написано, касается "официального" общения автора с публикой в отведенных для того местах: форумах, архивах с комментариями, пресс-конференциях и т.д. У себя в личном пространстве человек вообще может делать что хочет, хоть голышом бегать, хоть вешаться, поэтому претензий тут не может быть ни у кого ни к кому. Авторы, не читайте блоги и темы с частным обсуждением своих текстов, если вы не готовы увидеть и услышать то, что вашим ушам и глазам не предназначалось. Читатели, не подписывайтесь на блоги авторов, если вы не готовы на то же самое.
Со второй, творческой составляющей все интереснее.
Поскольку творческая часть - она для себя, для Бога и на люди выносится для того, чтобы давать, делиться, то тут совершенно очевидно, что публика ничего не должна взамен. Так что автор никогда, ни при каких обстоятельствах не может требовать фидбэка, мотивируя это творческой частью. Это всегда выглядит как "я ради тебя ночей не спала, а ты на электричке едешь". Произведение, доступное для публики, - подарок, а за подарки ничего не просят. В частности, поэтому автору упирать на то, что в произведение вложена душа, это не просто стыдно или некрасиво, это опошление творческого процесса. Потому что ни собой, ни душой не торгуют. Когда такое кому-то дают, то даром, "ни за что, за просто так".
Однако иногда автору везет. Потому что то, что красиво называется конструктивной критикой, это именно обмен по творческой составляющей. Это тоже разновидность творчества. И точно так же требует души, ума, внимания к тексту. Талантливый критик, также как и талантливый автор, ночами может не спать, размышляя над одной строкой.
И если такое автору приходит, это большое-большое счастье.

@темы: Фандом, Головология, Мои тексты
Еще раз спасибо. От души.
Но ожидают) Хотя бы банального "спасибо", если подарок понравился) А кому-то, как мне, фидбэки необходимы, как воздух (сорри, я привожу в пример себя, потому что не могу сказать ничего о других). Это потребность в одобрении, проходящая через все сферы жизни и творчества, в частности.
Т.е. требование отзывов не всегда есть шантаж. Я всегда честно говорю, насколько они мне важны и что именно я не могу сделать, если их не получу. Думаю, это справедливо. Часто не сдерживаюсь и рыдаю в дневе, что никто ничего мне не комментит, бывает, что прошу откомментить какие-то отдельные фики - это значит, что в данном случае мне особенно важно услышать мнение (и похвалу, если повезет). В конце концов, многие не комментируют, потому что им лень, а не потому, что им что-то не понравилось, они стесняются и т.д. Как-то не наблюдается никакого взаимодействия, и от этого обидно.
Я что-то запутался.
По моему мнению, этот обмен в принципе не должен происходить между незнакомыми людьми, и претендовать на него нельзя, ни с той, ни с другой стороны. Я совершенно не желаю знать, как там кто-то незнакомый над моим текстом обрыдался или ночь не спал, страдая.
То есть, тебя совершенно не волнуют отзывы на твои фанфики? Вот написала ты фанфик, и ты не хочешь получать обратную связь? И если человек тебе её даёт, то сам виноват, нечего лезть? Иными словами, ты пишешь "в пустоту"? У меня ассоциация с ракетой. Она как стартанула, так летит и летит себе в вакууме, сама с собой одна.
Вот нравится мне твой фанфик (фанфики), я говорю об этом тебе, и шёл бы я куда подальше с этими разговорами?
Это потребность в одобрении, проходящая через все сферы жизни и творчества, в частности.
Это как раз первая составляющая, а не вторая. Это социальный элемент - одобрение соплеменников. Оно мало имеет отношения к собственно творчеству.
Это элемент общения, а не творения.
Просить всегда можно, и даже рекомендовано
Nefer-Ra
Но автора не радует, когда игнорируют предупреждения, которые ясно характеризуют текст. Если читатель мазохист и им не внял, то это проблема читателя, а не автора. И читатель со своей критикой идет далеко и надолго.
Разумеется. Шапки очень сильно облегчают дело ) И вообще весь социальный обмен вокруг текста. Куда проще найти себе то, от чего тебе будет именно приятно.
aver4ik
Всегда пожалуйста.
LantanaA
Я также очень не рекомендую впечатлительным читателям подписываться на авторские блоги. Во-первых, авторы там ноют, болеют, чихают, кашляют и матерятся. И вообще слезли с пъедестала и лежат на диванчке. Во-вторых, размышляя о тексте и вокруг текста, автор может выдать такое, отчего все представление о тексте у читателя полетит к чертям.
Вон сколько фандомщики ругают Ро за ее интервью, где она слишком много всего раскрыла. А кто просит их читать и друг другу пересказывать?
размышляя о тексте и вокруг текста, автор может выдать такое, отчего все представление о тексте у читателя полетит к чертям
Спорно, спорно. На что я нервная и впечатлительная тварь, но блог Дивова читаю с удовольствием, он прекрасен. И блог Ауренги. И блог Игнатовой.
Мое представление о тексте - оно мое, собственное, а что с авторским не совпадает, так это не мои проблемы и не автора.
Ну мне-то, как читателю, порой интересно из какого сора и далее по тексту. Хотя я часто вспоминаю чье-то высказывание о том, что не надо знакомиться с кумирами. Разочаровыание обеспечено. Хорошо, что у меня с кумирами напряженка.
Т.е. требование отзывов не всегда есть шантаж. Я всегда честно говорю, насколько они мне важны и что именно я не могу сделать, если их не получу. Думаю, это справедливо.
Извините, но это прекрасно. То есть шантаж - это у плохих людей. А у хороших - просто искренность и честность
Я совершенно не желаю знать, как там кто-то незнакомый над моим текстом обрыдался или ночь не спал, страдая.
Ох, как же все сложно... А я вот, только решилась Вам сказать "Спасибо Мерри, что открыли для меня чудесный мир фандома!", а тут.....
я прочитала оба ваших рассуждения и их обсуждения, и хочу вас поблагодарить за то, как точно и корректно вы прояснили очень важные, в том числе и для меня, вопросы. И сказать – да, вы правы.
Иногда заносит и авторов, и читателей. И это происходит каждый раз именно тогда, когда читатель или автор жаждет получить плату за свой подарок. Читатель написал отзыв - потратил время и приложил усилия - он жаждет отклика. Автор написал произведение - он тоже жаждет отклика. Если бы это было не так - самовыражались бы "в стол" и читали бы молча.
А ведь действительно, принцип "Никто никому ничего не должен" никто не отменял. И этого не стоит забывать - хотя бы ради того, чтобы лишний раз не разочаровываться, когда рушатся сверх-ожидания.
Но есть одно понятие, замечательное, уничтожающее холодность истины предыдущего утверждения. И это - благодарность.
Да, я (автор, читатель) не должен, но хочу (писать, читать, говорить "спасибо и ещё"...) - это мой свободный выбор. И если я способен на благодарность - то я дарю свободно и истории, и отзывы к ним. И возникает тот самый эмоциональный отклик между автором и читателем. И в обоих случаях на то, чтобы дарить свои мысли и чувства надо их - во-первых, иметь, а во-вторых, быть способным поделиться (подарить) именно от избытка.
Скряги и равнодушные не пишут абсолютно ничего.
Я совершенно не желаю знать, как там кто-то незнакомый над моим текстом обрыдался или ночь не спал, страдая.
А я желаю.
Ты профессионал, ты понимаешь что ты пишешь и о чем, а я пишу от балды и иначе мне не понять что и о чем я пишу, если мне не скажут об этом незнакомые люди. читать дальше
Кстати к вопросу о разнице между писателем и фикрайтером. Я не писатель, поэтому у меня нет Великого
и УжасногоАффторского Замысла, и мне не все равно обольется незнакомая Маша слезами, или зальется ими же от хохота. Я хочу, чтобы незнакомая Маша смеялась. И она этого хочет. Мне не все равно ее настроение. Даже если она ничего мне про него не скажет, не скажет Маша, так скажет Глаша. И за себя и за Машу. Мне не безразлична ее реакция, а ей не безразлично что я написала или напишу. Потому что это фики. И реакция этой Маши мне важнее, чем любые Гениальные Творческие Идеи. Это фикшен.Я же сказала: это рекомендация впечатлительным читателям. Кроме того, что русскому хорошо, то немцу смерть. Что-то вас не зацепит, а меня стошнит. А что-то наоборот.
Мое представление о тексте - оно мое, собственное, а что с авторским не совпадает, так это не мои проблемы и не автора.
Иногда очень сложно отделаться от некоторых нравственных положений авторской позиции.
LantanaA
Мне тоже жутко любопытно, это вообще мое очень слабое место. Я скорее к тому, что стоит помнить: спрашиваешь - рискуешь разочарованием. Всегда, иногда очень сильно.
Покойный бард Владимир Ланцберг однажды приводил такой пример. У него есть одна строчка: "Может там, у аптеки за углом, жизнь тебя и караулит". Так вот, он как-то рассказывал, что многие слушатели очень разочаровались, когда узнали, что он изначально имел в виду. Спойлер
Bionike
Ох, как же все сложно... А я вот, только решилась Вам сказать "Спасибо Мерри, что открыли для меня чудесный мир фандома!", а тут.....
Во-первых, всегда пожалуйста
Во-вторых, то, что вы пишете, это несколько не то, о чем я говорю. Я скорее о том, что нередко и автор, и читатель грешат уверенностью, что их личные переживания и чувства - большая-большая ценность, которой обязательно надо поделиться, прямо сейчас.
Я сама очень эмоциональный человек, с одной стороны, и очень ценю конфиденциальность и приватность - с другой. Мне очень тяжело переносить чужие всплески эмоций, я очень не люблю попытки перейти в интимное или полуинтимное общение, да еще без спроса.
И заметьте, это мои личные предпочтения, которые я могу высказать в личном блоге, но никогда не выдам читателю в ответ на комментарии на фик. Тем более я не предполагаю, что это для всех людей так. Вот Trifles, восхитительный автор и очень, очень хороший человек, желает обратного. Ей читательские эмоции очень важны.
Общение - это очень личная и индивидуальная штука. В отличие от обсуждения текстов.
Спасибо!
Насчет благодарности вы, разумеется, абсолютно правы. Но благодарность такая штука - ее нельзя требовать ни от кого, кроме себя самого.
У меня в основном речь идет о взаимных претензиях: автор-де должен публике то, публика-де должна это...
А так, если мы все будем благодарны, доброжелательны, милосердны и добры, то всем будет тепло и хорошо, несмотря на разницу во взглядах.
Я специально написала в этом месте: лично для меня...
Да, я помню, что автор ничего никому не должен
А чего еще я не сказала о читателях?
Я могу долго возносить хвалу тем, кто находит время и тратит силы на то, чтобы изложить сложные соображения насчет текста: героев, характеров, фабулы, логики сюжета и эпизодов, композиции, запомнившихся фраз... Но в общем, это все описывается простым коротким словом счастье.
Вот у меня есть один фик, который в силу длины и того, что я выложила его одним куском, почти никто не комментировал. И тут вдруг почти два года спустя пришел человек, который стал обсуждать логические проколы в нем и принадлежность жанру. Я протащилась, как удав по асфальту. Я страшно благодарна.
Но проблема в том, что это все куда более личное, чем большая часть того, что я сегодня написала. Вот я эмоций читательских от незнакомых людей не люблю, а Вэл любит. Зато есть люди, которые не терпят критики по тексту, им обидно, больно и плохо от нее.
Вот конкретно тут общего не найдется, я боюсь.
Но благодарность такая штука - ее нельзя требовать ни от кого, кроме себя самого.
Согласна, потому как "Никто никому ничего не должен".
Да и благодарность может быть только даром.
У меня в основном речь идет о взаимных претензиях: автор-де должен публике то, публика-де должна это...
И вы отлично объяснили, как и автору, и читателю пройти по пути их взаимного общения так, чтобы всем будет тепло и хорошо, несмотря на разницу во взглядах.
Еще раз спасибо!
Всегда пожалуйста!
Хотя некоторые моменты стали более понятны, например, об этике общения читатель с автором.
Человеческое общение - страшно сложная штука
Ничего, не боги горшки обжигали.
Ты потрясающий человек.
Да ну, брось. Я об этом думала пять лет, и то не все удается объяснить, не прибегая к сотне поправок и оговорок.
И вообще, то, о чем я тут полдня распинаюсь, Олди высказали в пяти фразах.
Я просто люблю людей, и мне интересно, что движет таким неповторимым существом, как хомо сапиенс. Отчасти это моя профессия, отчасти хобби )
Где я говорила про плохих и хороших людей, покажите мне?) Как сказала Мерри, "Просить всегда можно, и даже рекомендовано Просите, и воздастся А вот ждать и требовать - даже не то что нехорошо, а просто вредно. "
я еще немного в себя приду и еще раз перечитаю.
Я не считаю, что просить комментировать себя - "за гранью добра и зла". И могу объяснить, почему. Есть люди, способные адекватно оценить себя и своё творчество.Они точно знают, что делают, как делают и делают ли это хорошо. Есть люди, самооценка которых донельзя занижена. Да, с этим надо бороться, я понимаю. Но если тебя всю жизнь (без преувеличения, это продолжается и во взрослом возрасте, знаю конкретные случаи) воспитывали так, что культивировали в тебе именно заниженную самооценку, неуверенность в своих силах будет колоссальная. И если такой человек выкладывает созданный им текст на публичный ресурс, а его не комментируют, реакция человека вполне однозначна: я написал фигню, которая никому не нравится, я ничтожество, потому что на самом деле то, что мне казалось хорошим, - плохо. Да, у этого человека проблема: зависимость от социальной составляющей, от "поглаживаний". Но при наличии такой зависимости может страдать и творчество - когда человек просто перестаёт писать, уверенный в своём ничтожестве, или пишет "для себя", потому что не может не, и кладёт написанное в стол или вовсе уничтожает. Кроме того, у человека это может вызвать депрессию или привести к другим каким-нибудь серьёзным последствиям. На мой взгляд, человек такого склада имеет полное право сказать, что зависим от обратной связи, и попросить её предоставить. И ничего "за гранью" в этом нет: человек защищает себя, своё здоровье и душевное состояние от серьёзных проблем. Человек не может вовсе отказаться от такой рискованной области как творчество. Просто не может, и всё. Это не значит, что читатели ему должны. Это значит, что он имеет право говорить, что ему это жизненно необходимо.
Опять же есть такие феномены, как я
Есть одно интересное "но", отличающее фанфикшн от литературы вообще - не по характеристикам текстов, упаси бог, но по "социальному смыслу" их написания. Фанфикшн - это прежде всего коммуникативное действие. Его мотивом в большинстве случаев и в первую очередь является донести некий месседж до сообщества людей, интересующихся с тобой одной темой, то.е. собственно до фэндома. Поэтому отсуствие фидбэка в любой его форме воспринимается автором фика (в отличие от автора "большой литературы" по умолчанию) как обрыв той самой коммуникации; и в свою очередь фэндом предполагает как социальный контракт внутри сообщества наличие этой самой коммуникации. Так что тут обязательства несколько более тесные, чем между обычным автором и обычным читателям. Договор "я потратил несколько месяцев на фик - потратьте хоть минуту на отзыв, если этот фик доставил вам удовольствие" здесь негласно существует. В конце концов, в отличие от авторских гонораров , коммуникация - это тот "бонус, за который работает фанфикер". Хотя это, разумеется, не говорит об обязательном положительном характере отклика.