Помесь хорька, барсука и штопора
– Сказки… помнишь?

– Помню.

– Дети не хотели… печальных, и я приделывал к ним веселые… концы…


Станислав Лем, "Магелланово облако"




*Убежденно*



Сказочные произведения с трагическими финалами противны человеческой природе. Несчастья в реальной жизни порождают несчастья в литературе, а те, в свою очередь, расстраивают вполне реальных читателей. У меня после депрессивной книги с плохим финалом может несколько суток все из рук валиться. Особенно если я успела влезть в шкуру кого-нибудь из главных героев - а я это практически всегда делаю.



И вообще - я не люблю концов и тупиков. Я люблю начала, перспективы, дороги и открытые двери. Та же свадьба - это в первую очередь начало. Да и смерть можно преподать как новое интересное приключение (с) Альбус Дамблдор. Но вот эти вот окончательные жирные точки в финале, тихо превращающиеся в могильные кресты? Бр-р-р...



Это меня приплющило после того, как я по рекомендации одного хорошего человека прочитала фик другого хорошего человека. Право, лучше б я этого не делала.



PS. Счастливый конец - для меня понятие очень относительное. Радужные перспективы и всеобщее счастье, строго говоря, необязательны. Но перспективы должны быть. Каркнул ворон: "Nevermore!" - это не наш метод.

Комментарии
31.10.2005 в 16:49

"Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе..." Макс Фрай
а что за фик?
31.10.2005 в 16:52

...
Мерри

Присоединяюсь к вопросу Констанция Волынская.
31.10.2005 в 16:55

Мерри



А как же Русалочка? Это тоже сказка.
31.10.2005 в 16:56

Помесь хорька, барсука и штопора
Мазохисты, да? ;-)



Нюшкин "17 дюймов, черный тис и шерсть единорога…"



Вещь написана шикарно, ничего не скажешь. Но...



Не люблю я безнадеги в произведениях.



"Зачем предаваться отчаянию, когда на свете так много других грехов?" (с) не помню кто
31.10.2005 в 16:58

"Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе..." Макс Фрай
Мерри

Мазохисты, да?

Почему?

Хочу знать, куда в "пограничном настроении" лезть опасно :)
31.10.2005 в 17:00

Помесь хорька, барсука и штопора
Constance_Ice



Вы еще "Девочку, наступившую на хлеб" помяните и "Красные башмачки", где отрубленные в назидание ноги и прочие милые вещи.



Андерсен - самый ужасный автор всех времен и народов, особенно если читать его в полных переводах, не обгрызенных антирелигиозной советской цензурой. Невыносимый автор, хоть и безусловно гениальный.



Если исключить мелкие и совершенно недетские зарисовки про ожившие предметы (типа Бури, которая перевесила вывески), он написал одну нормальную и невероятно мудрую сказку - "Ганс-чурбан".



Даже "Снежная королева" чересчур полна мрачной предопределенности на мой вкус - если, конечно, не брать вариант Шварца (который я обожаю, к слову).
31.10.2005 в 17:13

...
Constance_Ice

А как же Русалочка? Это тоже сказка.

А Русалочка плохая сказка. :tease2:



Мерри[/b]

Андерсен - самый ужасный автор всех времен и народов

ППКС.

Как мы с ним расправились... ;)



Я тоже очень не люблю могильных крестов. И у меня тоже все из рук валится. :-([b]
31.10.2005 в 17:21

Помесь хорька, барсука и штопора
Это называется, не поймите меня неправильно.



Я как взрослый человек, как лингвист и филолог могу оценить андерсоновский слог, и изумительные описания, и потрясающие метафоры, и вообще силу воздействия на читателя.



Но мне от него плохо. Очень.



А то, от чего мне плохо, я - как любой нормальный человек - не ем.



А для детей младше определенного возраста, на мой взгляд, он и вовсе вреден. Во всяком случае, большая часть его творений.
31.10.2005 в 18:39

Часовых дел мастер
Мерри

:hi2:
31.10.2005 в 20:45

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Просто по ГП мы уже давно пишем не сказку, а жизнь и не для детей, а для взрослых.

А "!7 дюймов" - один из моих самых любимых фиков :) вместе с "Темной стороной света" Майи
31.10.2005 в 21:27

Хм, несмотря на все вышеперечисленное, большинство из нас выросло в том числе на сказках Андерсена.

ИМХО, ребенку иногда нужно дать понятие о беде, горе, боли и смерти. Некоторым детям - осторожно. Другие поймут ценность жизни только в сопоставлении ее с чем-то противоположным.

Но я не спорю с тем, что он - тяжелый сказочник:)
31.10.2005 в 21:38

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
И все-таки у "17 дюймов" конец не окончательно трагический и не тупиковый, потому что есть замечательный сын Гарри, о котором Драко все равно будет заботиться - родная душа.
31.10.2005 в 21:48

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Если говорить о народных сказках, то ужасы в сказках встречаются довольно часто, но они настолько естественно вплетены в мифологическое миросознание, что ужасами-то выглядят только в глазах взрослых. Ребенку, к примеру, не кажется ужасным, когда ведьму разрувают на куски и эти куски разбрасывают по полю. А вот взрослый, представив себе это воочую, ужаснется.
01.11.2005 в 13:52

Помесь хорька, барсука и штопора
Constance_Ice



Понятие-то дать нужно, но вместе с понятием нужно дать и представление, как справляться с тем, что в жизни есть беда, горе и смерть.



О таких вещах нельзя говорить без того, чтобы предлагать решение. Хоть какое-то. Это уже философия, а андерсоновский взгляд на мир лично мне глубоко чужд. И я бы не хотела, чтобы нечто подобное прививалось моим детям.



И я выросла на других книгах. У Астрид Линдгрен, скажем, очень много о смерти и беде, просто в несколько менее знаменитых историях, чем Карлсон или Пеппи: "Братья Львиное Сердце", "Рыцарь Нильс из Дубовой Рощи", "Мио, мой Мио", даже "Рони, дочь разбойника", и еще много чего. Но они все равно несут позитив - в той или иной форме.



Кстати, ужасы как таковые я всегда любила с детства - от народных сказок (которые ужастики еще те) до Эдгара По, которого я начала читать чуть ли не в 6 лет.



Дело-то не в этом.



Меня бесит идея, что девочке, которая сделала глупость (не совершила страшный грех, а именно сделала глупость с точки зрения здравого смысла) в назидание прочим отрубили ножки. //Да и за грех-то не стоило бы...



Вот эта философия - в моем мировоззрении - идет в сад. Сразу же.



Насчет Нюшкиного фика... он отлично написан, не поспоришь. Но *дальше, разумеется, все имхо* выхода в нем - нет. И сил жить он читателю не придает, только отнимает.



Если уж на то пошло... я в жизни знала людей, которые с иглы слезли сами, даже без помощи врачей. ОЧЕНЬ хотели потому что. Правда, они друг друга очень любили, а еще - любили жить и у них было Дело в жизни.



Понимаете разницу между той историей и этой? Одна говорит "Мне очень плохо, помогите мне", а другая - "Ты сильный, ты можешь это сделать".
01.11.2005 в 16:36

Fear for the best and hope for the worst (c) V.V.
Мерри



Знаете, у меня после прочтения одного фика были абсолютно идентичные ощущения и мысли. По поводу сказок и хэппи-эндингов. Beautiful World by Cinnamon, не читали? Гарридрака. Потрясающе написанная. Но конец...
01.11.2005 в 16:45

Помесь хорька, барсука и штопора
Ashes



О, да! И еще там предупреждения не стояло. Меня трясло дней десять после этого фика. Повбывав бы...
01.11.2005 в 16:49

Fear for the best and hope for the worst (c) V.V.
Мерри



трясло дней десять после этого фика



Аналогично :friend: Как обухом по голове. Но фик совершенно потрясающий.
01.11.2005 в 16:53

Дама, приятная во всех отношениях
Мерри

ППКС

Я ненавижу плохие концы. И не понимаю тех, кто считает, что именно плохие концы - гениально, а хорошие - розовые сопли. Если не хочешь или не умеешь написать хороший конец, лучше оборвать на полуслове, пусть остается надежда.
01.11.2005 в 18:27

А я люблю не плохие концы. А реалистичные. "Жили долго и счастливо" - это бывает лишь в определенном проценте случаев, после даже сказочной свадьбы.

"Братья Львиное сердце" вообще страшная вещь. Страшнее Мио. Но не из-за конца, а, ИМХО, из-за того, что кажется, будто после смерти уже ничего плохого не может случиться. Но, оказывается, смертей может быть и больше, чем одна.
01.11.2005 в 18:41

Помесь хорька, барсука и штопора
Constance_Ice



Понимаешь, это зависит от того, что ты считаешь реалистичным. А если "хорошо" автоматически в сознании связывается с "нереально" - ууу... Это проблемы не жизни, а восприятия ее.



Разумеется, в жизни трагедий полно. Более, чем достаточно. Я, будучи совершенно счастливым в жизни человеком, и то сталкиваюсь с ними постоянно - в жизни тех, кто рядом. И зачем, спрашивается, тогда еще и читать о них постоянно в беллетристике? Мазохизм какой-то.



кажется, будто после смерти уже ничего плохого не может случиться. Но, оказывается, смертей может быть и больше, чем одна.



Так и жизней больше, чем одна!



Кстати о трагедиях. У Чапека есть шикарный рассказ про то, что на самом произошло с Ромео и Джульеттой. Если не знакомы с ним, прочитайте обязательно.



Не выдержав, кидаю кусочек:



... - И что вам в голову лезет, - рассердился падре Ипполито. - Удивляюсь, кто это пустил подобные сплетни. На самом деле Ромео бежал в Мантую, а бедняжка Джульетта от горя чуть не отравилась. Но между ними ничего не было, cavaliere, просто детская привязанность; да что вы хотите, ей и пятнадцати то не было. Я все знаю от самого Лоренцо, молодой синьор; ну, конечно, тогда я был еще таким вот ragazzo (16), - и добрый патер показал на аршин от земли. - После этого Джульетту отвезли к тетке в Безенцзно, на поправку. И туда к ней приехал граф Парис - рука его еще была на перевязи, а вы знаете, как оно получается в таких случаях: вспыхнула тут между ними самая горячая любовь. Через три месяца они обвенчались Ессо (17), синьор, вот как оно в жизни бывает. Я сам был министрантом на ее свадьбе - в белом стихаре...



Сэр Оливер сидел совершенно потерянный.



- Не сердитесь, отче, - сказал он наконец, - но в той английской пьесе все в тысячу раз прекрасней.



Падре Ипполито фыркнул.



- Прекраснее! Не понимаю, что тут прекрасного, когда двое молодых людей расстаются с жизнью. Жалко было бы их, молодой синьор! А я вам скажу - гораздо прекраснее, что Джульетта вышла замуж и родила восьмерых детей, да каких детишек, боже мой - словно картинки!



Сэр Оливер покачал головой.



- Это уже не то, дорогой падре; вы не знаете, что такое великая любовь.



Маленький патер задумчиво моргал глазками.



- Великая любовь? Я думаю, это - когда двое умеют всю свою жизнь... прожить вместе - преданно и верно... Джульетта была замечательной дамой, синьор. Она воспитала восьмерых детей и служила своему супругу до смерти... Так, говорите, в Англии Верону называют городом Джульетты? Очень мило со стороны англичан. Госпожа Джульетта была в самом деле прекрасная женщина, дай ей бог вечное блаженство.




----------

ragazzo - мальчик (итал.)

Ecco - вот (итал.)
01.11.2005 в 18:49

Помесь хорька, барсука и штопора
*задумчиво*



А вообще есть за мной такой грех - люблю сильных людей. Победителей, что в жизни, что в смерти. Тех, кто живет и созидает, несмотря ни на что.



А страдальцев не люблю. Не могу я им сочувствовать.
01.11.2005 в 21:19

Динозавр фандома, пирующий на куче обглоданных костей неофитов
Законы жизни и законы литературного произведения отличаются.

А представьте, что в "Прекрасном мире" был бы хороший конец. С поцелуями и шикарной завершенной НС-сценой в конце. И жили бы герои долго и счастливо. И запомнился бы нам этот фик?
01.11.2005 в 21:34

Помесь хорька, барсука и штопора
Снарк



Угу. Мне бы точно запомнился. Он блестяще написан - одна из лучших гарридрак, какие я видела. //Правда, поцелуи и нц были бы лишними - стилистически.



И славен он никак не трагическим финалом, а именно отношением героев к неизбежной смерти. Можно было бы вознаградить их за фантастическое мужество. С автора бы не убыло.



Или вообще сделать открытый финал (я чего-то в этом роде и ждала).



А получились... черные сопли :( Чистый ангст - это просто противоположность флаффа. Терпеть не могу ни то, ни другое.



Законы жизни и законы литературного произведения отличаются



Ой, я на эту тему могу спорить вечно. Я слишком многого хочу от литературы.



И вообще... Я среди "настоящей" литературы могу назвать массу вещей, где есть трагедия, нет хэппиэнда, и которые я тем не менее люблю нежнейшим образом. От "Трех мушкетеров" до "Тайного меридиана" Реверте.



А вот в подобных фиках... одной трагедии мало, чтобы произведение становилось реалистичным и серьезным. Должно быть что-то еще.
02.11.2005 в 09:30

Fear for the best and hope for the worst (c) V.V.
А представьте, что в "Прекрасном мире" был бы хороший конец. С поцелуями и шикарной завершенной НС-сценой в конце. И жили бы герои долго и счастливо. И запомнился бы нам этот фик?



Еще как бы запомнился... А НЦ-сцена была бы не нужна. Действительно, за такое мужество стоило вознаградить героев.
02.11.2005 в 11:58

Каждый выбирает для себя (c)
Я тоже "не люблю фатального исхода".

В любых книгах, а тем более в сказках.

Сказка в моем понимании - это нечто доброе, веселое и правильное. Смерть героев (тем более молодых) это и недобро и неправильно. Поэтому, кстати, безумно радовалась диснеевской "Русалочке". Там все правильно - ее смелость, решимость и любовь вознаграждаются. Кстати, по этой же причине мне нравится ведьма, сыгранная Волчек. Она правильная.

В серьезных и не очень книгах я не люблю плохих концов потому, что привязываюсь к героям и терять их мне тяжело. Особенно если понимаешь, что автор убивает героя лишь для того, чтобы вызвать отклик у читателя, эмоции, заставить сопереживать. Это надо делать другими способами. При этом жалко мне только главных героев))и я достаточно спокойно отношусь к смерти персонажа, если она мотивирована. В большинстве случаев можно вывернуться и избежать смерти. Такая вот абсолютно детская позиция - я хочу, чтобы всем было хорошо))Мне сто раз говорили, что это неправильно, но...

Соглашусь здесь со многими, реалистичности можно добиться разными способами и смерть не самый верный. Вещи запоминаются другим: языком, стилем, изящностью сюжета,логичностью, шикарными характерами) И потом трагедии бывают разные, вся жизнь может быть трагедией, но невидимой.

Для меня существуют две шедевральные книги, в которых нет хэппиэнда, но читать которые сплошное удовольствие - "Имя розы" (хотя до слез было жалко книги) и "Кожа для барабана".

А ангстовые фанфики не я читаю в принципе, так и те, в которых есть предупреждение о смерти героев.



Мерри спасибо за ссылку)

- Великая любовь? Я думаю, это - когда двое умеют всю свою жизнь... прожить вместе - преданно и верно...

Браво! Замечательные слова и безумно правильные.
02.11.2005 в 16:33

И в горах расцветает миндаль для того, кто умел ждать.(с)Fleur
А Андерсен вообще детей не любил. Наверное, поэтому и сказки такие...