Помесь хорька, барсука и штопора
Лора Бочарова написала потрясающую статью о природе ролевых игр и игр как таковых: Публичный дом наших игр. Рекомендую всем интересующимся не только РИ, но и таким забавным явлением природы, как хомо сапиенс.
Сюда же вынесу одну цитату, которая как нельзя точно выражает мои глубокие сомнения насчет многих наших фандомных мероприятий. И заодно объясняет, почему Олимпиады мне хватило по уши и почему я бежала Битвы как огня.
Игра всегда имеет правила, и благодаря им она остается игрой, а не превращается в Войну. Война – это ни что иное как игра без правил. На Войне ради выигрыша все средства хороши. В игре – ничего подобного. (с) Лора Бочарова
Так вот, к сожалению, есть люди, которые патологически не умеют ИГРАТЬ. Для которых любое мероприятие даже с минимальной долей соревнования есть война. Суть в том, что с такими людьми в игры играть нельзя - ты либо оказываешься в заведомо проигрышном положении, либо тоже вынужден переходить к войне. А на кой черт мне такие геморрои?
Сюда же вынесу одну цитату, которая как нельзя точно выражает мои глубокие сомнения насчет многих наших фандомных мероприятий. И заодно объясняет, почему Олимпиады мне хватило по уши и почему я бежала Битвы как огня.
Игра всегда имеет правила, и благодаря им она остается игрой, а не превращается в Войну. Война – это ни что иное как игра без правил. На Войне ради выигрыша все средства хороши. В игре – ничего подобного. (с) Лора Бочарова
Так вот, к сожалению, есть люди, которые патологически не умеют ИГРАТЬ. Для которых любое мероприятие даже с минимальной долей соревнования есть война. Суть в том, что с такими людьми в игры играть нельзя - ты либо оказываешься в заведомо проигрышном положении, либо тоже вынужден переходить к войне. А на кой черт мне такие геморрои?
Ой, как все... не правильно.(( Война от игры отличается совсем не этим.( Только не спрашивай чем. Двумя строчками тут не ответить.( И правил в войне не меньше, чем в игре. Просто нацеленных на другое. Как правила из разных измерений.
Я не знаю как там в реальности с ролевыми игры, но вот суть самого явления игры имхо, описана вполне верно.
Trifles
Ну, конечно это некоторое преувеличение - речь об идеальной войне и идеальной игре, если хочешь. Если бы войны были вообще без правил, человечество бы друг друга изничтожило очень давно. Но идеологическая разница мне кажется очень правильно сформулированной.
Игра без правил - это в принципе уже не игра, а что-то совсем другое. Правила определяют игру как явление, отличают одну игру от другой. Игра в принципе условна, и создают ее именно условные правила.
В войне же правила имеют ограничивающую силу - так, чтобы случайно не разнести все к едрене фене. Они не определяют войны и к ее сути не имеют отношения, а суть войны состоит в достижении победы.
На самом деле те же шахматы являются игрой в очень условном смысле слова - из всех занятий, традиционно называемых играми, они вообще максимально приближены к войне - кроме разве что какого-нибудь там бокса.
Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.
Э. Берн «Игры, в которые играют люди»
Война - это крайний случай игры - не более.
Тоже имха, но
Смерть - крайний случай исхода игры для участника. Не факт, что они при этом выбывает.
Конец игры - это когда заканчиваются/выбывают участники. В равной степени справедливо для войны.
На деле же игра в человеческой жизни процесс бесконечный. Мораль и этика - это тоже правила социальной игры.
Nefer-Ra
Прежде всего, существуют две разновидности игры и вообще деятельности. У одного типа есть цель/задача (которая часто называется победой), у другого - нет.
Когда дети играют в дочки-матери, у них нет цели. Это бесцелевая деятельность, смысл которой - в самой этой деятельности.
С ролевыми играми сложнее, у них двойственная природа: сама по себе РИ является чистой бесцелевой деятельностью (там нет задачи, кроме как некоторое время понарошку и ради удовольствия быть кем-то иным, чем ты есть на самом деле), но сюжеты, на которых основаны РИ, моделируют деятельность вполне обычную, а следовательно, - целевую. Однако для сохранения сути игры важно, чтобы второе не перекрывало первое.
Нельзя, чтобы игра в войнушку переходила в собственно войнушку. Есть определенная грань, которую нельзя переходить, чтобы игра не перестала быть игрой. Игра умирает, когда исчезает грань условности и жизни (с) новейший философский словарь.
Когда некоторые участники начинают принимать игровую победу за реальную, это не доводит до добра - не только потому, что это портит окружающим удовольствие от процесса, но и потому, что это, пардон, психически вредно. Нужно уметь отличать реальность от условности.
А Берн слово "игры" употреблял в узком, специфическом смысле.
Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения, на наш взгляд, двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуалы - эффективными, а времяпрепровождение - выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат "задней мысли"). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом.
Берн рассматривал только целевую разновидность игр, да и те значительно ограничивал! У него "игра" - это совершенно особенное понятие; во многом, кстати, определяющееся семантикой оригинального английского слова game - оно означает не только "игра", но и "дичь, добыча" - и имеет совершенно другой смысл, чем, скажем слово play ("играть") и playing ("процесс игры").
То, о чем говорит Лора, по-английски максимально точно описывалось бы словом playing.
Имхо, это искусственное ограничение. Любая деятельность на каком-то из этапов есть игра. И любая игра - деятельность. Цель игры - результат, процесс, получение/оттачивание навыка. Отношение же участников к процессу и определяет степень достоверности игры. И степень ее реалистичности.
игра в дочки/матери - оттачивание социального навыка, основанного на инстинкте. равно как и игра в войну. Любая из них может потенциально превратиться в реальность - с тем или иным набором правил.
Действие в обход правил обычно позволяет добиться цели быстрее в играх, в которых требуется достичь конечного результата. Но очень редко позволяет изменить расклад в игре ради процесса.
Ролевки - это по большей части игры ради процесса, поэтому в них и требуется следование правилам. Но при этом в любом случае остается место для трактовки правил несколько иным способом (а это как раз может обеспечить победу). Игра по сверхжестким правилам лишена смысла.
опять же - все ИМХО.
А вообще на тему можно беседовать часами....
З.Ы. Для одного из персонажей манги "Хеллсинг" война - это действие ради процесса, для многих реальных генералов (особенно если шарики за ролики уже основательно того) - тоже. Поэтому любые рамки и ограничения - только общая теория, исключений в ней хватает.
Это не ограничение, это анализ и категоризация существующего поля возможностей
Точно так же существуют и вполне активно работают, во-первых, противопоставление целевой и бесцелевой деятельности, а во-вторых, игры и того, что называется практической целесообразной деятельностью. Вообще игра как понятие современной культурологии - невероятно интересная вещь. Действительно можно обсуждать часами.
Мне вообще кажется, что с появлением у большинства людей западной цивилизации огромного количества досуга роль игры значительно выросла. Игра как вид деятельности перестала быть вторичной по отношению к "полезным/практическим занятиям".
Для одного из персонажей манги "Хеллсинг" война - это действие ради процесса, для многих реальных генералов (особенно если шарики за ролики уже основательно того) - тоже.
На языке науки этот феномен описывался бы как "восприятие практической деятельности как игры". Кстати, тоже встречается нередко, и по разным причинам. Одна была хорошо описана у Твена в "Томе Сойере" - человек охотнее выполняет работу, если преподнести ее как игру.
а самое классное про игры - это Хейзинга, "Homo ludens".
Я не могу согласиться со всем, что она написала, но соглашаюсь со многим. Как ролевик.
Думаю, в этой статье каждый найдёт что-то своё)