Помесь хорька, барсука и штопора
Финал пьесы «На дне» оптимистичен: Актер повесился.
- из школьного сочинения
Последние дискуссии о предупреждениях, и death-фиках, и проч., и проч. натолкнули меня на одно весьма важное для меня самой соображение. Посему записываю тут, чтобы не потерять.
Строго говоря, для меня неважно, умер главный герой или нет. И если умер, то как - рано или поздно, трагической смертью или естественной... Мне важно одно: чтобы после прочтения текста хотелось жить, а не вешаться. Чтобы текст не будил в читателе отчаяние, презрение к людям, цинизм, уныние, отвращение к жизни... Это все довольно дурные и неполезные для человека чувства. Слезливый сентиментализм, на мой вкус, примыкает к этому неприятному комплекту, отчасти потому, что им мы слишком любим заменять подлинное сострадание.
К сожалению, смерть настолько сложная штука, что о ней и «настоящая литература» весьма часто пишет неадекватно. Все мы грешны, и писатели тоже.
Посему я попытаюсь составить список книг, просто таки обязательных к прочтению, несмотря на то, что там или «все умерли», или погиб главный герой, или кто-то из нескольких центральных героев. Обязательных потому, что они делают прочитавшего сильнее, пробуждая волю к жизни. Вопреки известной фразе Ницше, некоторые вещи, не убивая нас целиком, убивают в нас что-то важное и в целом делают нас все-таки слабее.
Присоединяйтесь, товарищи, если кто что вспомнит!
Итак, мой личный топ-список.
Жук в муравейнике
Короче, неблагодарное это занятие)
Фитцджеральд "Великий Гэтсби"
Уайлд - для меня практически все его истории - ломка чувств
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»
+100
Плюс к этому "Черный Баламут" Олди, "Ведьмак" Сапковского (все семь книг имеются в виду, не только первая), "Свет в окошке" Логинова, "Темная башня" Стивена Кинга, "Стажеры" Стругацких.
"Плаха" Айтматова
"Раковый корпус" Солженицына.там не то чтоб "все померли",но тоже довольно грустно.
Galadriel
кстати,по поводу мастера с маргаритой - их смерть в романе почти неощутима,по-моему.герои-то сами по себе никуда не делись)а вообще школьная программа жестокая вещь...
ну это кому как. Я например очень остро восприняла то, что они все равно умерли. После всего сюжета - это уже своеобразное откровение.
Мари Рено "Последняя чаша".
Б. Васильев "Завтра была война" и "История любви" Сигла. Она есть вот тут lib.ru/INPROZ/SIGL/lovestory.txt
Вопреки известной фразе Ницше, некоторые вещи, не убивая нас целиком, убивают в нас что-то важное и в целом делают нас все-таки слабее.
Согласна. Тяжелые события ломают, они меняют навсегда, и далеко не всегда - в лучшую сторону. Увы.
Эмилио Сальгари, 'Чёрный корсар'
Ник Перумов, серия 'Хранитель мечей'
Энн Райс, серия 'Хроники вампиров'
Песнь о Нибелунгах
"Овода" терпеть не могла всегда, не знаю почему
"Прерванную дружбу" не читала, все никак не соберусь.
"Жук в муравейнике"... не знаю. Почему-то не пошел...
Galadriel
Вот сразу видно, что ты не поняла сути поста
"Война и мир" однозначно не считается, потому как там типа хэппи-энд. По мнению Толстого, Болконский все равно не жилец и не считается
Смерть Мастера и Маргариты тоже не в счет, потому что с учетом вечности смерть вообще не котируется
Остальное... "Тарас Бульба", на мой личный вкус, ужасающее произведение (у Вайля с Генисом отличный его анализ, с которым я полностью согласна), "Котлован" вообще фтопку...
Valdi
О! Спасибо! Забыла совсем. Добавляю...
Прерванная дружба без Овода не покатит.
((
А Жук не пошел вообще или в этом контексте?
О. Унесенные ветром и Триумфальная арка. Ремарка всего можно ))
Жаворонок Ануйя ))
разрешаю поставить меня в угол на горох ))
У меня не было душевного подъема от смерти Пат и Ленца, может, я неправильный человек, мне было очень больно и грустно. Кто и как умер у Грина, я, если честно, смутно помню, неужели Друд?
А самоубийство того же Ставрогина - чистейший катарсис, прямиком в литературный словарь. И хэппи-энда в ВМ тоже не было бы иначе, как, собсно, и во многих других. Катарсис Алеши - через смерть Зосимы и отца тоже.
Мэвис
Жук вообще не пошел. Учитывая, что этот контекст для меня при чтении определяющий...
Я например очень остро восприняла то, что они все равно умерли.
По-твоему, и в "Хрониках Нарнии" герои умерли, что ли?! В модели мира, где есть вечная жизнь, физическая смерть, по-моему, в принципе не считается.
У меня не было душевного подъема от смерти Пат и Ленца, может, я неправильный человек, мне было очень больно и грустно.
Да не от конкретной смерти подъем, а от всего произведения. "Три товарища" - воспевание жизни от начала до конца.
У Грина, разумеется, в конце погибает Друд. И тем не менее, эта книга оставляет просто опьянение жизнью, как и все прочие вещи Грина, как ни удивительно.
Хм. Интересно. Мне никогда не приходило рассматривать с этой точки зрения "Унесенных ветром", потому что Скарлетт и Батлер живы-здоровы
Ростан "Сирано де Бержерак" - в обязательном порядке, ИМХО
А что касается 'В модели мира, где есть вечная жизнь, физическая смерть, по-моему, в принципе не считается.', так это очень мировоззренческий вопрос. И то, что героев 'оживили' где-то там, не отменяет их смерти. Потому что, в отличие от предыдущих их похождений, герои уже никогда не смогут вернуться. И это очень существенно.
Уходи Фродо не навсегда, было бы столь тяжёлым прощание в Серебристых Гаванях?..
Иначе мы придём к тому, что никакой Апокалипсис не существенен, если нам пообещали вечную жизнь.
А, рассматривая смерть как завершение одной формы существования, мы ни в какой модели мира не можем её 'не считать'.
И, да, в 'Хрониках' герои таки умерли.
А вот насчет Мартина Идена я с тобой не соглашусь - по-моему, дико депрессивная вещь...
там смерть главного героя и реенка, но это стоит всех слез и соплей
ну ни фига себе. А Бонни? ((
У Хозяйки не так однозначно. Я ее в юности перечитывала регулярно, вот не мешал мне там финал. А МИ прочитала один раз - и мне хватило.
Ростан "Сирано де Бержерак" - в обязательном порядке, ИМХО
ДА!!!
Black Moon Cat
Ну, тут мы с вами кардинально расходимся во взглядах, по-видимому. Кроме того, для данной темы важно не столько мировоззрение читателя, сколько мировоззрение АВТОРА.
Для Льюиса жизнь героев "Нарнии" в конце эпопеи только началась, о чем он пишет совершенно открыто. Для него вообще жизнь земная - это только обложка книги, а все самое ценное дальше.
Мэвис
ну ни фига себе. А Бонни? ((
Хмм... *глубоко задумалась* У меня вообще настолько странное отношение насчет "Унесенных ветром", что я не могу оценить их по этой категории. Потому что финальное ощущение мое от этой книги - "слава тебе Господи, что Батлер нашел силы расстаться с этой бестолочью, и очень жалко, что для этого потребовались такие ужасающие меры". Я не могу сказать, что испытала какой-то душевный подъем особенный, хотя мне не было никого жалко, кроме Бонни. В общем и целом, пожалуй, меня роман оставил равнодушной, и я могла бы вполне обойтись без него...
любопытно... сколько книг, столько мнений )))