Помесь хорька, барсука и штопора

Финал пьесы «На дне» оптимистичен: Актер повесился.
- из школьного сочинения



Последние дискуссии о предупреждениях, и death-фиках, и проч., и проч. натолкнули меня на одно весьма важное для меня самой соображение. Посему записываю тут, чтобы не потерять.

Строго говоря, для меня неважно, умер главный герой или нет. И если умер, то как - рано или поздно, трагической смертью или естественной... Мне важно одно: чтобы после прочтения текста хотелось жить, а не вешаться. Чтобы текст не будил в читателе отчаяние, презрение к людям, цинизм, уныние, отвращение к жизни... Это все довольно дурные и неполезные для человека чувства. Слезливый сентиментализм, на мой вкус, примыкает к этому неприятному комплекту, отчасти потому, что им мы слишком любим заменять подлинное сострадание.

К сожалению, смерть настолько сложная штука, что о ней и «настоящая литература» весьма часто пишет неадекватно. Все мы грешны, и писатели тоже.

Посему я попытаюсь составить список книг, просто таки обязательных к прочтению, несмотря на то, что там или «все умерли», или погиб главный герой, или кто-то из нескольких центральных героев. Обязательных потому, что они делают прочитавшего сильнее, пробуждая волю к жизни. Вопреки известной фразе Ницше, некоторые вещи, не убивая нас целиком, убивают в нас что-то важное и в целом делают нас все-таки слабее.

Присоединяйтесь, товарищи, если кто что вспомнит!

Итак, мой личный топ-список.

@темы: Тексты, Рекомендации

Комментарии
11.02.2008 в 18:05

внешний Казински
Прерванная дружба и Овод

Жук в муравейнике
11.02.2008 в 18:10

Silence, exile, and cunning
Да вся школьная программа)) Ставрогин застрелился, старушка-процентщица погибла от топора, бедная Лиза, кажется, утопилась, Болконский умер от ран, Мастер и Маргарита умерли, князя Игоря убили половцы, в котловане закопали ваще всех, тихий дон и тарас-бульба - одно сплошное мочилово, актер на дне повесился, старец зосима умер естественным путем, герой чернышевского начал с того, что прилюдно застрелился, алексей турбин умер, гм, опционально, но все равно...
Короче, неблагодарное это занятие)
11.02.2008 в 18:11

Органично смотрится дятел, который долбит клювом бетонный столб на территории психиатрической лечебницы…©
Джек Лондон "Мартин Иден"
11.02.2008 в 18:12

Highly volatile. Handle with care.
Э.М. Ремарк "На Западном Фронте ..."
Фитцджеральд "Великий Гэтсби"
Уайлд - для меня практически все его истории - ломка чувств
11.02.2008 в 18:12

Урсула Ле Гуин. «Левая рука тьмы»
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»

+100

Плюс к этому "Черный Баламут" Олди, "Ведьмак" Сапковского (все семь книг имеются в виду, не только первая), "Свет в окошке" Логинова, "Темная башня" Стивена Кинга, "Стажеры" Стругацких.
11.02.2008 в 18:17

Инфернальный свиноёб (с)
"Хризалиды" не помню чьи
"Плаха" Айтматова
"Раковый корпус" Солженицына.там не то чтоб "все померли",но тоже довольно грустно.
Galadriel
кстати,по поводу мастера с маргаритой - их смерть в романе почти неощутима,по-моему.герои-то сами по себе никуда не делись)а вообще школьная программа жестокая вещь...
11.02.2008 в 18:24

Silence, exile, and cunning
гчп
ну это кому как. Я например очень остро восприняла то, что они все равно умерли. После всего сюжета - это уже своеобразное откровение.
11.02.2008 в 18:26

Пунктуационный маньяк
Марина и Сергей Дяченко "Авантюрист" или "Ритуал".
Мари Рено "Последняя чаша".
11.02.2008 в 18:26

Часовых дел мастер
Мерри
Б. Васильев "Завтра была война" и "История любви" Сигла. Она есть вот тут lib.ru/INPROZ/SIGL/lovestory.txt
11.02.2008 в 18:28

Я дура-мне есть, что вспомнить
Мерри
Вопреки известной фразе Ницше, некоторые вещи, не убивая нас целиком, убивают в нас что-то важное и в целом делают нас все-таки слабее.
Согласна. Тяжелые события ломают, они меняют навсегда, и далеко не всегда - в лучшую сторону. Увы.
11.02.2008 в 18:33

Хтоническое высокомерие
Алексей Бессонов, 'Ветер и сталь'
Эмилио Сальгари, 'Чёрный корсар'
Ник Перумов, серия 'Хранитель мечей'
Энн Райс, серия 'Хроники вампиров'
Песнь о Нибелунгах
11.02.2008 в 18:35

Помесь хорька, барсука и штопора
Мэвис

"Овода" терпеть не могла всегда, не знаю почему :(
"Прерванную дружбу" не читала, все никак не соберусь.

"Жук в муравейнике"... не знаю. Почему-то не пошел...

Galadriel

Вот сразу видно, что ты не поняла сути поста :) Я не прошу перечислить просто "хорошие книги со смертью". Я прошу перечислить хорошие книги со смертью, от которых у читателя остается душевный подъем, что ли. Такой вот парадокс: смерть героя в сочетании с ощущением торжества жизни.

"Война и мир" однозначно не считается, потому как там типа хэппи-энд. По мнению Толстого, Болконский все равно не жилец и не считается :)
Смерть Мастера и Маргариты тоже не в счет, потому что с учетом вечности смерть вообще не котируется :)

Остальное... "Тарас Бульба", на мой личный вкус, ужасающее произведение (у Вайля с Генисом отличный его анализ, с которым я полностью согласна), "Котлован" вообще фтопку...

Valdi

О! Спасибо! Забыла совсем. Добавляю...
11.02.2008 в 18:37

внешний Казински
Мерри
Прерванная дружба без Овода не покатит.
((

А Жук не пошел вообще или в этом контексте?

О. Унесенные ветром и Триумфальная арка. Ремарка всего можно ))

Жаворонок Ануйя ))
11.02.2008 в 18:40

Silence, exile, and cunning
Мерри
разрешаю поставить меня в угол на горох ))
У меня не было душевного подъема от смерти Пат и Ленца, может, я неправильный человек, мне было очень больно и грустно. Кто и как умер у Грина, я, если честно, смутно помню, неужели Друд?
А самоубийство того же Ставрогина - чистейший катарсис, прямиком в литературный словарь. И хэппи-энда в ВМ тоже не было бы иначе, как, собсно, и во многих других. Катарсис Алеши - через смерть Зосимы и отца тоже.
11.02.2008 в 18:40

Сказки Андерсена.
11.02.2008 в 18:43

Помесь хорька, барсука и штопора
Так, народ, я надеюсь, вы не обидитесь, если я буду добавлять в верхний пост только то, что читала сама и с чем согласна? ;)

Мэвис

Жук вообще не пошел. Учитывая, что этот контекст для меня при чтении определяющий...
11.02.2008 в 18:44

Помесь хорька, барсука и штопора
Galadriel

Я например очень остро восприняла то, что они все равно умерли.

По-твоему, и в "Хрониках Нарнии" герои умерли, что ли?! В модели мира, где есть вечная жизнь, физическая смерть, по-моему, в принципе не считается.
11.02.2008 в 18:48

Помесь хорька, барсука и штопора
Galadriel

У меня не было душевного подъема от смерти Пат и Ленца, может, я неправильный человек, мне было очень больно и грустно.

Да не от конкретной смерти подъем, а от всего произведения. "Три товарища" - воспевание жизни от начала до конца.

У Грина, разумеется, в конце погибает Друд. И тем не менее, эта книга оставляет просто опьянение жизнью, как и все прочие вещи Грина, как ни удивительно.
11.02.2008 в 18:49

Помесь хорька, барсука и штопора
Мэвис

Хм. Интересно. Мне никогда не приходило рассматривать с этой точки зрения "Унесенных ветром", потому что Скарлетт и Батлер живы-здоровы :)))
11.02.2008 в 18:52

музейный синдром
Мерри
Ростан "Сирано де Бержерак" - в обязательном порядке, ИМХО :)
11.02.2008 в 18:52

Хтоническое высокомерие
Мерри, 'Ветер и сталь' очень рекомендую присоединить хотя бы к первой части 'только то, что читала сама и с чем согласна' =)

А что касается 'В модели мира, где есть вечная жизнь, физическая смерть, по-моему, в принципе не считается.', так это очень мировоззренческий вопрос. И то, что героев 'оживили' где-то там, не отменяет их смерти. Потому что, в отличие от предыдущих их похождений, герои уже никогда не смогут вернуться. И это очень существенно.
Уходи Фродо не навсегда, было бы столь тяжёлым прощание в Серебристых Гаванях?..
Иначе мы придём к тому, что никакой Апокалипсис не существенен, если нам пообещали вечную жизнь.

А, рассматривая смерть как завершение одной формы существования, мы ни в какой модели мира не можем её 'не считать'.

И, да, в 'Хрониках' герои таки умерли.
11.02.2008 в 18:53

музейный синдром
Мерри
А вот насчет Мартина Идена я с тобой не соглашусь - по-моему, дико депрессивная вещь...
11.02.2008 в 18:54

Хтоническое высокомерие
Ferry, да и 'Маленькая хозяйка'. Позитивный Лондон, по-моему, закончился на северных рассказах.
11.02.2008 в 18:59

решительно деепричастен (с)
"Оскар и Розовая дама" - Эрих Эммануиль Шмидт
там смерть главного героя и реенка, но это стоит всех слез и соплей

11.02.2008 в 19:00

внешний Казински
Мерри
ну ни фига себе. А Бонни? ((
11.02.2008 в 19:03

музейный синдром
Black Moon Cat
У Хозяйки не так однозначно. Я ее в юности перечитывала регулярно, вот не мешал мне там финал. А МИ прочитала один раз - и мне хватило.
11.02.2008 в 19:04

Хтоническое высокомерие
Ferry, а мне ровно наоборот =)
11.02.2008 в 19:06

Помесь хорька, барсука и штопора
Ferry

Ростан "Сирано де Бержерак" - в обязательном порядке, ИМХО

ДА!!!

Black Moon Cat

Ну, тут мы с вами кардинально расходимся во взглядах, по-видимому. Кроме того, для данной темы важно не столько мировоззрение читателя, сколько мировоззрение АВТОРА.

Для Льюиса жизнь героев "Нарнии" в конце эпопеи только началась, о чем он пишет совершенно открыто. Для него вообще жизнь земная - это только обложка книги, а все самое ценное дальше.

Мэвис

ну ни фига себе. А Бонни? ((

Хмм... *глубоко задумалась* У меня вообще настолько странное отношение насчет "Унесенных ветром", что я не могу оценить их по этой категории. Потому что финальное ощущение мое от этой книги - "слава тебе Господи, что Батлер нашел силы расстаться с этой бестолочью, и очень жалко, что для этого потребовались такие ужасающие меры". Я не могу сказать, что испытала какой-то душевный подъем особенный, хотя мне не было никого жалко, кроме Бонни. В общем и целом, пожалуй, меня роман оставил равнодушной, и я могла бы вполне обойтись без него... :nope:
11.02.2008 в 19:06

музейный синдром
Black Moon Cat
любопытно... сколько книг, столько мнений )))
11.02.2008 в 19:07

Highly volatile. Handle with care.
Кстати о Лондоне. У меня только название заклинило. Помните, у него есть роман про двух терьров Джека и Майкла? Как сложилась судьба двух щенков. Там есть главы про цирковых животных, которые я так и не смогла потом перечитать. Написано сильно и жестко.