Помесь хорька, барсука и штопора
Замечательный мудрый человек marta_ketro сказал истину. Осталось написать на стене аршинными буквами.
Есть восхитительная свобода в том, чтобы заниматься не своим делом. Профессионал просто не может делать херню – то есть может, конечно, но при этом испытывает ужасное чувство, что предаёт свою бессмертную душу. А мы, любители, делаем херню зажигательно и с наслаждением. (с)
Все правда. Именно поэтому я не могу выбрать между переводом и фанфиком. Перевод - это святое, там халтуре и небрежности не место. И я размениваю, размениваю свою бессмертную душу на перевод каждого неопределенного артикля.
А вотделать херню писать фанфики можно с удовольствием, зажигательно и с наслаждением.
Есть восхитительная свобода в том, чтобы заниматься не своим делом. Профессионал просто не может делать херню – то есть может, конечно, но при этом испытывает ужасное чувство, что предаёт свою бессмертную душу. А мы, любители, делаем херню зажигательно и с наслаждением. (с)
Все правда. Именно поэтому я не могу выбрать между переводом и фанфиком. Перевод - это святое, там халтуре и небрежности не место. И я размениваю, размениваю свою бессмертную душу на перевод каждого неопределенного артикля.
А вот
ЗЫ. Мне однажды предложили определение "профессионала"( так меня брали на работу) -
если зарабатываешь этим на жизнь, значит - профессионал. И это взрослые люди говорили. Господа, да вы что, на жизнь можно чем угодно заработать - некоторые бутылки собирают, при чем здесь профессионализм?..
Дольский вообще-то профессионал - актер, композитор, поэт... Как и Никитин потом стал профессиональным композитором.
Я же говорю не о полученной бумажке об образовании, и не о средстве заработать кусок хлеба, а о РАБОТЕ. Это совершенно разные вещи.
Борис Натанович! Не так давно прочел статью Святослава Логинова, которая называется — «О графах и графоманах, или Почему я не люблю Льва Толстого». Не знаю, читали ли Вы эту статью, если нет, то ее можно прочитать на Интернете вот по этому адресу:
http://kulichki.rambler.ru/moshkow/LOGINOW/tolstoy.txt
В этой статье он показывает Толстого как полного профана с точки зрения стиля, художественности и богатства языка и сюжету. Еще недавно прочел подобную статью про Виктора Пелевина, вот здесь:
http://kulichki.rambler.ru/moshkow/PELEWIN/ulxqnpe.txt
Что для Вас писательский профессионализм? Насколько он важен с Вашей точки зрения? Согласны ли Вы с мнением Логинова?
Артем < [email protected]>
New York, USA - 06/15/98 22:02:48 MSK
Дорогой Артем!
Статью Логинова я читал. Не согласен с ней совершенно. Это тот самый замечательный случай, когда все вроде бы верно, логично и убедительно, но те выводы, которые делает автор, глубоко ошибочны. Главное заблуждение Логинова в том, что он полагает, будто хороший литературный язык это обязательно ПРАВИЛЬНЫЙ, ГРАММАТИЧЕСКИ БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ язык. Это, разумеется, не так. Язык может быть неуклюж и наполнен галлицизмами (как у Льва Толстого), коряв, неправилен и даже неестественен (как у Достоевского), заумен и неудобочитаем (как у Платонова или Велимира Хлебникова) — и при всем при том способен оказывать сильнейшее, иногда необъяснимое, чисто эмоциональное воздействие на читателя. Разумеется, не на всякого читателя, у Логинова неуклюжий язык Толстого вызывает законное раздражение — это право Логинова, но это и беда его, дефект его эмоциональной палитры, как бывает это с человеком, лишенным музыкального слуха, а потому — совершенно равнодушным к музыке, или — точнее — как с нами, европейцами, совершенно не способными получать наслаждение от китайской, например, музыки. Вообще, читая Логинова (и Толстого), надо ясно отдавать себе отчет в том, что способность получать наслаждение от текста — дело сугубо субъективное и индивидуальное, а потому все литературные споры осмысленны только тогда, когда имеют целью обмен мнениями, но никак не попытки (совершенно безнадежные) переубедить соперника. В известном смысле не существует плохой и хорошей литературы, существует только литература, которая нравится или не нравится. Каждому — свое. Настоящий Судья у книги один — Его Величество Время, а все прочее — от лукавого. В этом смысле (что бы ни говорил Слава Логинов, которого я очень люблю и ценю, как профессионала!) с Львом Николаевичем все ОК, не правда ли? Миллионы людей наслаждаются им на протяжении ста пятидесяти лет и еще столько же будут наслаждаться... Кстати, сам Лев Николаевич терпеть не мог Вильяма Шекспира и считал его бездарным и безмозглым щелкоперишкой. (Или что-то вроде того.) De gustibus non est disputandum.
Работа - это дело жизни. Стругацкие великолепно высказались по этому поводу в "Попытке к бегству": "Жизнь дает человеку три радости - друга, любовь и работу". Есть масса других, но эти все же главные.
А выше я (как и автор цитаты) пишу именно о восхитительной возможности развлечься, побаловаться, НЕ вкладывая в продукт все свое существо целиком, а просто получая удовольствие от процесса.
Что касается профессионализма, то это, в моем понимании, умение делать что-то на очень высоком уровне. Это мастерство. И, конечно, оно проверяется качеством результата, достижением цели.
Определение конечной цели професии - это отдельная задача совершенно.
Что касается конкретно психологии, то в нашей стране, к сожалению, в принципе очень долго не было такой специальности - психоконсалтинг. У нас были психологи (ученые, занимающиеся изучением психики), психотерапевты (занимающиеся лечением болезней психики) и психиатры (занимающиеся изучением болезней психики). Ни одна из этих специальностей напрямую не направлена на помощь ЗДОРОВОМУ человеку, скажем, с бытовыми, семейными и т.д. проблемами. Отсюда и весь сыр-бор: наша система образования, какая она есть, не может дать таких специалистов, заимствуются разные методики, опробуются и т.д., но все это занимает время, а тем временем специалисты продолжают выпускаться, ибо спрос-то есть... Я думаю, Nyctalus может много про это рассказать и/или поправить меня в чем-то, это ее сфера.
Получить удовольствие от процесса мы тоже любим, это верно. Но разница - покажем кому-то результат или нет
А процесс заняться "не своим" - точно, бывает упоителен чувством свободы, но, если получается, оно может и перестать быть "не своим" , многие навсегда увлекаются, а?..
В лучшем случае получаются "многоборцы"(напр. врач-писатель), или что-то отбрасывается...
Если да, то результат -таки будет воздействовать на людей (слушателей, читателей, зрителей и т.д.). Считаешь ли ты, что , развлекаясь, об этом не надо думать?..
Я никогда не пишу текст из расчета на то, как это будет воспринято. Иначе это вообще не творчество.
Я говорю ровно то, что хочу сказать. А дальше - имеющий уши да слышит, а кому не нравится, пусть не ест.
Другое дело, что я люблю писать текст так, чтобы я сама потом перечитывала с удовольствием
"Многоборцы" - ага, это "наши люди". И моя вечная проблема: уговорить себя, что нельзя объять необъятное.
+1!!