Помесь хорька, барсука и штопора
Отличная статья про массовый баттхерт, вызванный тем, что массовая культура наконец-то меняется. Что люди хотя бы иногда перестают заморачиваться цветом кожи, полом главного действующего лица и т.д. и т.п.
What to do when you're not the hero any more
PS. Тем, кто всерьез считает, что чернокожая Гермиона плоха, потому что никанон: попробуйте искренне, честно задуматься: а будь актриса еврейкой? арабкой? индианкой? китаянкой в китайской постановке? вот вас реально так бы плющило от цвета ее кожи и разреза глаз? Seriously? Где граница? Вот до сих пор, вот в таком смешении кровей - еще можно, а дальше - уже ни-ни? Так это и есть расизм, если вы вообще беретесь это разбирать. Потому что история у Роулинг НЕ про цвет кожи и глаз. А совсем наоборот, про то, что это не имеет значения.
Я больше скажу: вы каждый день смотрите тьму-тьмущую фильмов, где на самом деле баг на баге едет и багом погоняет. Искусство символично, а потому всегда полно неточностей. От сериала про доктора Хауса врачи либо валяются в коликах от смеха, либо лезут на стену в приступе бешенства. О том, что происходит в историческом и приключенческом кино с костюмами, манерами, мебелью, сервировкой, а также языком - вообще лучше не говорить, потому что тогда лучше весь масскульт сразу запретить, как искажающий действительность. Короче говоря, это все чушь и вздор. Не бывает в искусстве корректного воспроизведения реальности, и не бывает в кино- и театральных постановках точного изображения книги. Они вообще не для этого существуют.
What to do when you're not the hero any more
PS. Тем, кто всерьез считает, что чернокожая Гермиона плоха, потому что никанон: попробуйте искренне, честно задуматься: а будь актриса еврейкой? арабкой? индианкой? китаянкой в китайской постановке? вот вас реально так бы плющило от цвета ее кожи и разреза глаз? Seriously? Где граница? Вот до сих пор, вот в таком смешении кровей - еще можно, а дальше - уже ни-ни? Так это и есть расизм, если вы вообще беретесь это разбирать. Потому что история у Роулинг НЕ про цвет кожи и глаз. А совсем наоборот, про то, что это не имеет значения.
Я больше скажу: вы каждый день смотрите тьму-тьмущую фильмов, где на самом деле баг на баге едет и багом погоняет. Искусство символично, а потому всегда полно неточностей. От сериала про доктора Хауса врачи либо валяются в коликах от смеха, либо лезут на стену в приступе бешенства. О том, что происходит в историческом и приключенческом кино с костюмами, манерами, мебелью, сервировкой, а также языком - вообще лучше не говорить, потому что тогда лучше весь масскульт сразу запретить, как искажающий действительность. Короче говоря, это все чушь и вздор. Не бывает в искусстве корректного воспроизведения реальности, и не бывает в кино- и театральных постановках точного изображения книги. Они вообще не для этого существуют.
Вот именно.
Спасибо, что написали это
Хотя мне пофиг.
Вот промолчи Роулинг - на порядок меньше было бы шума. Ну, или скажи что-нибудь типа "кастинг театральных актеров - не ваше дело, идите на хрен". Но нет, нужно политкорректно наврать.
Про внешность Дина Томаса, кстати, в отличие от Гермионы, реально ничего не было сказано в ГПиФК. Однако Роулинг потрудилась сообщить режиссеру, что "Дин Томас - чернокожий мальчик из Лондона".
И за пост спасибо, тоже считаю, что истрия Гарри Поттера как раз о том, что это все не важно.
И я считаю, что в исторических фильмах следовало бы точнее воссоздавать реальность. Мне не нравится, что Гвиневру в сериале Мерлин ВВС играла мулатка (очаровательная девушка и хорошая актриса), что в королевской страже Пендрагонов полно негров, помидоры и зеркала тоже не в тему. Именно такие отступления и создают неправильное представление об истории, хаос в мозгах. А потом люди начинают делать неправильные выводы, исходя из бреда, который им показали. И никакого расизма тут и близко нет. Не надо, чтобы негры играли роли белых, пусть они играют сами себя. А если не написано книг про негров, так пусть напишут! Если негры присутствуют в повседневной жизни англичан, американцев и прочих - то вот про это и снимать, но не в исторические фильмы их пихать. Если бы Гермиону с самого начала показали негритянкой - все прекрасно, но не надо после Эммы Уотсон ставить негритянку на эту роль. И китаянку не надо. И арабку.
В общем, я против подмен, и в особенности - против подмен, сделанных по политическому или другому подобному заказу. А то перековеркать можно до неузнаваемости, заявляя, что все это "художественное допущение". По крайней мере, сокращать количество неправильностей, насколько это возможно. А не увеличивать в угоду моде, политкорректности или по заказу властей/спонсоров. Я понимаю, что мы многого не знаем про ушедшие времена, но хотя бы стараться приближаться к истине, насколько это возможно. Хотя бы очевидных ляпов не допускать, тем более, из-за "политкорректности".
И вообще, я очень сорри, но есть сюжеты, в которых раса играет роль. Особенно исторические. Меня, к примеру, нисколько не сквикает Гвиневера-мулатка (какая, нафик, разница, какого она цвета? Это мир без расы), но сильно сквикает белый Отелло. Потому что - ну, он переживает же, что он черный! Это важная часть истории. Был бы белый, может быть и трагедии не было бы. И черный Лаэрт в последней лондонской постановке очень не к месту был: начинаешь отвлекаться, и прикидывать - он там приемный в семье, что ли? Это смысловой штрих, нам что-то сказать про эту семью хотели, или просто так? А она важная для сюжета.
Да какая разница, кто ее играет в театральной постановке, тем более, что это театр - сегодня - одна, завтра- другая. Вон Орловского в Мете в "Летучей мыши" женшина поет, а в "Щелкунчике" на прошлой неделе папу черный танцевал. Это с одной стороны, а с другой - что еще могла Роулинг сказать? Если бы сказала, что только белая должна играть, то обвинили бы в рассизме, она фигура известная, к ней много внимания в прессе, ей осторожно надо.
А статья - да, массовая культура на самом деле уже давно изменилась и продолжает меняться. Просто сейчас и кино подтянулсь
Кстати, не для протокола, знакомая тетка, работающая в отделе кадров, про моих детей: "У тебя мальчики, да еше белые, а не знаю как они будут работу искать".
a-s-k-a, точно подмечено! Мне тоже сё равно кто играет, но раз уж образ сложился, то на фиг всё переигрывать? Создаётся впечатление, что это не "ради искусства или политкорректности", а ради конъюнктуры и только.
Я смотрел перепись населения Великобритании 1991 года. 93% населения - белые, пять самых распространенных небелых категорий по убыванию - пакистанцы, индийцы, вест-индские негры, африканские негры, китайцы.
Но вот прямая ложь автора про "ничего не было в каноне про цвет кожи" - это уже немножко другое. Она в разных местах описывается как "розовая", "белая", "загоревшая", "такого же цвета лица, как Невилл" и "такого же цвета лица, как Рон".
По-английски все выражения типа "побелел", "порозовел" и тп уже давно относятся к типу эмоциональной реакции, а не цвета кожи. Откровенно говоря, я думаю, что Роулинг спустя столько лет попросту забыла, что где-то написала конкретные вещи типа "ее белое лицо". И говорила она о том, что это НЕВАЖНО для понимания характера Гермионы. Правильно говорила, заметим.
А всякие там went pink/white/red или paled относятся к человеку любой расы. Это уже давно как "зеленые чернила" или "стрелять из пистолета".
geLisa,
В России сильно преувеличено влияние политкорректности на английский язык. Всякие слова типа "афроамериканцев" уже довольно давно появляются разве что в официальных документах, и то постоянно меняется представление о том, как все-таки правильно это называть.
При этом в бытовом языке чернокожих называют просто black, черный. И сами негры себя называют именно так. Потому что это нейтральное слово, не имеющее уничижительных коннотаций, в отличие от слова nigger. По-английски про Дина, как и про Ли Джордана, и Блейза, сказано просто black. Это по-русски его пришлось перевести как "чернокожий", потому что у нас, наоборот, "черными" обычно ругательно называют южан.
Что-то сомнительно. "Покраснел", "побелел" - соматическая реакция, выражающаяся в приливании или отливании крови к лицу/от лица, и слова обозначают именно ее. К примеру, я могу смутиться, но покраснеть - никогда. Тип кожи неподходящий. "Покраснел" и "смутился", "застыдился" - разные вещи. Равно как побелеть можно от страха, а можно от холода, но сделать это могут только люди, у которых это будет заметно. Сомневаюсь, что негры могут побелеть - не что кожа станет белой, а что кровь отхлынет от лица, и это будет заметно. Так что не думаю, что "смутиться" и "покраснеть" - синонимы. Смысл разный.
Простите, вы знаете английский? Не судите о том, в чем явно не разбираетесь. Слова обозначают совершенно разные вещи в разных языках. И есть масса выражений, используемых не буквально.
Я выше приводила примеры: вы слово "чернила" тоже применяете только к черным чернилам? Или все-таки привыкли к тому, что оно уже обозначает нечто другое?
В английском языке совершенно стандартно выражения типа побелел/покраснел применяются к белым, неграм, мулатам, китайцам и кому хотите. И в большинстве случаев обозначают эмоциональную реакцию, а не цвет лица в буквальном смысле. Про "побелеть от холода" - представьте, в современном английском придется сказать именно "он побелел от холода", а иначе это будет понято как "испугался".
Кроме того, негры и бледнеют, и краснеют, и цвет лица у них меняется.
Двадцать первый век на дворе, а люди до сих пор верят в песьеголовцев каких-то, населяющих все, что за пределами маленького знакомого пространства
Это очень неполиткорректный, очевидно, вопрос, но можно пример использования? Цитату откуда-нибудь, в смысле. Совсем хорошо - если до 2000 года, когда были написаны первые ГПшные книги. А то, может, я все это время какой-то не тот английский читаю.
Это трудно найти с лету, потому что, к сожалению, небелых персонажей в массовой литературе и даже в фикшене не так много.
Я встречала это в сетевых текстах, конечно, уже 2000-х. Есть, скажем, такой сериал, The Sentinel (97 года), там один из ключевых персонажей негр. Вот про него обычно спокойно пишут Simon paled/went red/ashen/flushed. Конечно, went white в таком контексте смотрится скорее комично, чем стилистически эффектно, но это на уровне употребления глагола "переборщить" про любого англичанина или американца.
И я никогда не видела, чтобы это воспринималось как ошибка.
Altea N,
Ага. Кстати, когда вышел первый фильм по Нарнии, я что-то не видела таких диких воплей по поводу того, что Люси не золотоволосая. И вообще не слишком хорошенькая, в отличие от книг.
Потому что, как ни странно, все Певенси все-таки остались белыми.
Кстати, вот что бы меня в Нарнии не удивило - так это черный Каспиан. Тельмаринцы, насколько я помню, жили на "каком-то южном острове" и переженились на местных женщинах.
Мерри, я не переводчик - таких тонкостей не знаю. Вам виднее как специалисту. Просто образ уже состоялся и ещё одна смысловая, да ещё политическая нагрузка, явно лишняя.
Потому что, как ни странно, все Певенси все-таки остались белыми.
Так вот это и есть расизм - когда раса является принципиальным параметром, а цвет волос, например, - нет.
Нет, если бы среди четверки братьев и сестер оказалась одна негритянка или мулатка, это выглядело бы дико.
Но, как вы думаете, если бы сериал про Нарнию снимали китайцы - как бы выглядели герои? А, допустим, взять китайский Хогвартс?
А наш Боярский в роли гасконского южанина? Вообще когда смотришь на наши русские рожи в роли американцев в наших фильмах - обнять и плакать же. Но мы смотрим, и нам нравится, потому что мы понимаем, что это условность.
В последнем сериале BBC вообще Портос негр, и ничего, фанаты тащатся как удав по асфальту.
geLisa,
Да нет там политической нагрузки. Никакой нет. Ее видят те, для кого раса - это принципиальный отличительный признак.
А насчет расизма... в Стар Треке, например, на роль индуса Хана Сингха взяли белого Камбербэтча (после того, как в ТОСе его отлично сыграл смуглый латинос Монтальбан), потому что, по мнению авторов, "цветного персонажа нельзя было делать злодеем, возмутились бы". После чего "цветные" действительно возмутились - но тем, что у них отобрали колоритного персонажа, сделав его белым. Почему так получается, что расисты всегда белые, что бы они ни делали?
loony_spectre, ну не знаю на счет Хана. Я честно признать не помню, чтобы "авторы" где-нибудь заявляли подобное - что неполиткорректно...Неужели есть достойные ссылки на подобное, не домыслы фанатов? По-моему, просто ставка была на харизму и талант Камбербетча и на его имя для привлечения публики, Стар Трек все-таки не так хорошо продавался ( и продается), как ЗВ, к примеру.
Цитирую: Orci said they shied away from casting an Asian actor as Khan because "it became uncomfortable for me to support demonizing anyone of color, particularly any one of middle eastern descent or anyone evoking that. One of the points of the movie is that we must be careful about the villain within US, not some other race."
Хотели как лучше, а получилось как всегда, в общем.
Почему так получается, что расисты всегда белые, что бы они ни делали?
Э. Наверное, потому что в западной цивилизации белые - историческое агрессивное большинство?
Вероятно, где-нибудь в Африке есть места, где страдает нечерное население, но это для нас неактуально.
На самом деле нам трудно это представить, поэтому у нас часто вызывает недоумение сама проблема. У нас нет негров, в СССР национальный вопрос очень сильно искажался, и хотя активно русифицировалось все, что только можно, публично хотя бы была дружба народов.
Для сравнения: в США последние сегрегационные законы отменили уже в 60-е гг. Чтобы объективно представить, что это значит, нужно представить, что было бы, если бы наших родителей в детстве не брали в общие школы, не пускали в театры и тд. И уж заведомо вся жизнь наших бабушек-дедушек была этому подчинена.
Это меньше трех поколений! Это не абстракция "где-то там давно", а прямо вот тут с нами было, только что.
В общем, дров наверняка будет наломано еще много. Но направление-то верное.
Со Стар Треком - думаю, они таки отмазывались так )) Потому что Камбербетч - это уже бренд, а пойди найди такого актера, чтобы был и знаменит, и латинос, и чтобы играл не хуже старого, а то заклюют же.
А вообще я уже давно понял, что мы не понимаем многих американских заморочек, потому что у нас никогда не было таких перегибов, как у них. Даже не говоря о расизме - у нас, например, насколько я знаю, нет (или по крайней мере, мало) адских промышленных ферм американского образца, где коровы стоят в загонах метр на метр, жрут зерно с антибиотиками и ходят под себя в ожидании, когда же их забьют на мясо.
Вот гомофобия зато у нас, так сказать, своя, уникальная. В царские времена за мужскую содомию наказывали, хотя и довольно мягко, большевики и вовсе все разрешили, а потом в 30-х под предлогом "организации шпионской сети и развращения молодежи в заведениях для гомосексуалистов" запретили обратно, и за 50 лет создался чисто советский образ гомосексуального мужчины как "идеологического врага", а потом - еще и "опущенного".