Помесь хорька, барсука и штопора
На самом деле это шутка, конечно; нельзя любить за что-то, но случайно в разговоре сформулировалась одна важная, как мне кажется, мысль.
ВК в принципе беллетризованный миф; большинство персонажей в нем прекрасны, но вполне архетипичны. Однако есть сцены и сюжеты, когда они выходят за рамки своего архетипа.
Когда в конце "Хранителей" Арагорн, вместо того чтобы следовать за Фродо или отправляться в Гондор, бежит спасать Пина и Мерри, он перечеркивает все законы жанра. Он нарушает свою функцию - Государя и Рыцаря (спутника Героя) - и становится частным лицом. Он пренебрегает долгом Рыцаря по отношению к Герою (Фродо); он отбрасывает долг Государя по отношению к подданным (Гондору) — и бежит за орками спасать двух друзей, совершенно незначимых для мировой истории и политики (ну, на тот момент это все так выглядит).
Это переход от мифа к роману, и именно этот кусок у меня вообще самый любимый во всем ВК. Вообще весь этот фрагмент: Андуин - Фангорн - Рохан - Хельмова Крепь - Ортханк. Именно здесь Арагорн в наивысшей степени ведет себя как живой человек, а не функция. И постоянно нарушает законы жанра.
Арагорн прекрасен как государь, но люблю я его как человека. И Толкин гениален в частности в том, что везде за внешним блеском Элессара ВСЕГДА виден Бродяжник, и в этом одна из основных идей романа.
ВК в принципе беллетризованный миф; большинство персонажей в нем прекрасны, но вполне архетипичны. Однако есть сцены и сюжеты, когда они выходят за рамки своего архетипа.
Когда в конце "Хранителей" Арагорн, вместо того чтобы следовать за Фродо или отправляться в Гондор, бежит спасать Пина и Мерри, он перечеркивает все законы жанра. Он нарушает свою функцию - Государя и Рыцаря (спутника Героя) - и становится частным лицом. Он пренебрегает долгом Рыцаря по отношению к Герою (Фродо); он отбрасывает долг Государя по отношению к подданным (Гондору) — и бежит за орками спасать двух друзей, совершенно незначимых для мировой истории и политики (ну, на тот момент это все так выглядит).
Это переход от мифа к роману, и именно этот кусок у меня вообще самый любимый во всем ВК. Вообще весь этот фрагмент: Андуин - Фангорн - Рохан - Хельмова Крепь - Ортханк. Именно здесь Арагорн в наивысшей степени ведет себя как живой человек, а не функция. И постоянно нарушает законы жанра.
Арагорн прекрасен как государь, но люблю я его как человека. И Толкин гениален в частности в том, что везде за внешним блеском Элессара ВСЕГДА виден Бродяжник, и в этом одна из основных идей романа.
спасибо!
Так вот, когда дочка об этом написала, и потом, когда писала о том, как без мамы плохо... ей советовали отвлечься на хороший сериал. И это сейчас, когда, если читаешь книги, статьи и пр., знаешь, что этап переживания горя - совершенно необходим, чтобы не свалиться в затяжную депрессию! А когда д'Артаньян оплакивал не маму, а всего лишь любовницу, Атос обнял его и сказал:
- Плачь, плачь, сердце твоё полно любви, молодости и жизни! Ах, если бы я ещё мог плакать, как ты!
Мужик в 17 веке делает то, что женщины в 21-м сделать не догадаются. И Атос жалеет, что не может плакать - т. е. считает, что слёзы в какие-то моменты - не стыдно, а необходимо, они приносят облегчение! И, знаешь, если раньше я осуждала иногда Атоса за некоторую мягкость, из-за которой он мог подставить себя и не только (как с Мордаунтом, например), то тут я поняла - это не глупая сентиментальность, это - человечность. Именно человечности не хватает лучшей подруге, когда она в ответ на слёзы потерявшей любимого отвечает "Да возьми себя в руки" - она не чувствует, что руки - опускаются, что совет - дурной и жестокий. Сентиментальности в ней может быть до фига, а человека рядом она не чувствует.