Помесь хорька, барсука и штопора
Я вот тут стала думать, какой первый фанфик я читала. Вот прямо чтобы совсем фанфик, а не благопристойные переработки Шекспира, Алексея Толстого или Александра Волкова.
Но чтобы до очевидных вещей вроде перумовского "Копья тьмы" или "Черной книги Арды".
И вспомнила.
Дивное и совершенно безумное произведение: «Похождения Штрилица».
- Ну Штирлиц, - умоляюще пропищал майор, держась за свернутую челюсть. - Поедем же в Москву... Тебя там вождь ждет...
- Товарищ Сталин ? - благоговейно переспросил Штирлиц.
- Да он же, черт бы его... То есть тебя... То есть меня... Ну, в общем ты понял, кого...
- Щас в глаз, - злобно сказал Штирлиц, поигрывая кастетом. Ехать в пыльную Москву не хотелось. Штирлиц не мог обменять парное молоко, комаров и Бормана на какую-то Москву, но к товарищу Сталину он питал симпатические чувства - любимый вождь всех времен, народов и поколений мог бы гордиться этим, но он про это не знал. Штирлиц вздохнул, поправил сапоги и сказал:
- Ну ладно, черт с тобой... Только без Бормана я не поеду.

Это абсурдистское диво у меня дома до сих пор валяется, в четырех томах

И вспомнила.
Дивное и совершенно безумное произведение: «Похождения Штрилица».
- Ну Штирлиц, - умоляюще пропищал майор, держась за свернутую челюсть. - Поедем же в Москву... Тебя там вождь ждет...
- Товарищ Сталин ? - благоговейно переспросил Штирлиц.
- Да он же, черт бы его... То есть тебя... То есть меня... Ну, в общем ты понял, кого...
- Щас в глаз, - злобно сказал Штирлиц, поигрывая кастетом. Ехать в пыльную Москву не хотелось. Штирлиц не мог обменять парное молоко, комаров и Бормана на какую-то Москву, но к товарищу Сталину он питал симпатические чувства - любимый вождь всех времен, народов и поколений мог бы гордиться этим, но он про это не знал. Штирлиц вздохнул, поправил сапоги и сказал:
- Ну ладно, черт с тобой... Только без Бормана я не поеду.

Это абсурдистское диво у меня дома до сих пор валяется, в четырех томах

У нас дома до сих пор часто цитируется "зачем нам три Бормана?"
- Трех не надо... Зачем нам три Бормана? - быстро отказался Штирлиц. Ему живо представились сразу три веревочки, натянутые в каком-то темном коридоре и сразу три кирпича, падающие с ясного голубого неба с разных сторон. Штирлиц мотнул головой, чтобы отогнать неприятные видения, и стал звать Бормана.
Спасибо!
если не считать официально изданных всяких "миров"
О, а поделитесь, если не трудно? читать дальше Я бы и сама перечитала
Svengaly,
Вот я тоже думаю!
blue fox,
allayonel,
Класс! Я несу
возмездие во имя луныбезумие в массы!emerald,
Не исключено
Faith S.,
А я вот не смогла "Этюд..." осилить в свое время. Но это все равно было много позже. Зато я люблю "Смерть русского помещика"
Я еще я люблю про "Шерлоха и доктара Вацона". ) Особено топонимика Свердловска меня там выносит. их... "Большой Урал" гостиница и прочее. Мням. )) Весь сборник был зачитан в свое время до дыр. )) Спасибо Уральскому (Пермскому) Холмсианскому обществу. )) Оно вернуло мне веру в людей. ГЫ)) (Правда, я тогда еще в школе училась. Но все равно).
КС - наш с мамой любимый. )) Стеб, конечно, страшный. Но вполне в моем духе. ))
А потом "Скарлетт" - забыла, как звали автора)))
У меня с фанфиками по ШХ очень сложные отношения, я слишком люблю канон ) Как и в случае ВК или Нарнии.
Svengaly,
О, а я до "Скарлетт" так и не добралась )
И вообще вопрос, насколько литературные "продолжения" являются фанфиками, сложный. По-моему, они где-то все-таки посередине.
a-s-k-a, Неназванный,
Ага, "Как размножаются ежики" - это первая часть, она же "Операция Иггельс".
Сталина,
Маккуро Куроске,
можно писать полноценные произведения по "мирам" других авторов, гораздо раньше, в детстве - из "Второй тайны золотого ключика". Или это считается "благопристойной переработкой Алексея Толстого"?
Да, конечно, я тоже помню эту вещь, но фанфик - это все-таки не "полноценное произведение по мирам других авторов", имхо. Иначе 2/3 романов про Конана придется считать фанфиками. Или работы Кристофера Толкина, например.
Имхо, фанфикшен - это все-таки в первую очередь социальное явление, цель которого - развлечь себя и других, не претендуя на серьезный литературный статус.
Поэтому штуки типа самого "Буратино" или "Второй тайны золотого ключика" я отношу к "благопристойным переработкам" скорее.
Собственно, строго говоря, "Копье тьмы" и "Черная книга Арды" тоже туда относятся. Некий промежуточный класс, имхо.
Ну мало ли. Я вот Штирлица люблю "канон". ) И когда-то купили книжку в книжном "Бегемотова" (если не путаю "фамилию" автора - я долго от нее плевалась. )) Подозреваю, что цитаты как раз из нее. Но половина родни от нее пищала от восторга.
В общем, на вкус и цвет. )
Ага, все фломастеры разные
"Похождения Штрилица" были напечатаны в начале 90-х
фанфик - это все-таки не "полноценное произведение по мирам других авторов", имхо. Иначе 2/3 романов про Конана придется считать фанфиками.
А если бы правообладатели их не оплатили и не объявили официально каноном - чем бы они были, если не фанфиками? В самих текстах ведь от этого не поменялось бы ни слова.
Или работы Кристофера Толкина, например.
Если не ошибаюсь, Толкиен-младший художественных текстов официально не пишет, он только "готовит к печати написанное, но не опубликованное его гениальным отцом". Так что тут немного другая ситуация.
Имхо, фанфикшен - это все-таки в первую очередь социальное явление, цель которого - развлечь себя и других, не претендуя на серьезный литературный статус.
Не совсем понимаю. А разве "полноценная" литература имеет какую-то другую цель, нежели фанфики? И в фанфикшене, и за его пределами существуют одни и те же жанры (совсем необязательно развлекательные - разве что в самом широком смысле этого слова). Многие фанфики могут быть более или менее легко переделаны в оригинальные литературные произведения. По-моему, хороший фанфик может оказаться даже более глубоким и умным, чем его исходная "основа".
Единственное, чем фанфики вроде бы отличаются от "большой" литературы - так это тем, что они больше подходят начинающим авторам. Их проще начать писать. Нет нужды заботиться о знакомстве читателя с "местом действия" и личностями героев, потому что он с ними уже знаком - можно "начать с середины". С другой стороны, дальше может оказаться и сложнее, чем с "ориджиналом" - потому что приходится этим заданным не тобой свойствам мира и героев соответствовать. Выдуманного тобой персонажа можно вертеть, как хочешь, а чужого приходится писать в жёстких рамках изначального образа.
Правообладатели тут ни при чем. Шерлока Холмса никто каноном не объявлял. Однако фандом существует, и вокруг этого канона существуют как пастиши, так и фанфики.
Разумеется, это вопрос терминологии: что именно считать фанфиком. Я считаю, что это не просто текст, написанный по "чужому" произведению (это в законах называется "вторичным произведением, и туда входит все: продолжения, переработки для кино и театра, пародии и др), а текст, созданный в первую очередь для ограниченной группы лиц для получения удовольствия в том числе от общения посредством и "вокруг" текста. Это более социальное явление, чем литературное.
Разумеется, в фандоме могут создаваться вещи совершенно разных классов. И чистые фанфики, и нечто большее. И нечто, начатое как фанфик, может перерасти в нечто чисто литературное, и наоборот.
А качество - это вообще параллельный параметр.
Если не ошибаюсь, Толкиен-младший художественных текстов официально не пишет, он только "готовит к печати написанное, но не опубликованное его гениальным отцом". Так что тут немного другая ситуация.
Он не просто "готовит к печати", но редактирует и превращает в полноценный текст. При этом, разумеется, выбирая какие-то материалы, какие-то отбрасывая и т.п. Это как минимум соавторство; вообще после сверки, скажем, "Сильмариллиона" и "Неоконченных преданий"
Не совсем понимаю. А разве "полноценная" литература имеет какую-то другую цель, нежели фанфики?
Имхо, да. Примерно такая же разница, как между выступлением на сцене и домашней вечеринкой с песнями и плясками. Это другой тип коммуникации