Помесь хорька, барсука и штопора
В очередной раз размышляла о "великой депрессивной русской литературе".



Вот есть у русского человека что-то такое хитрое в мозгу, которое не дает ему быть счастливым просто так. Собственно, счастливым быть у нас вообще почти неприлично, а уж даром - и вовсе ни-ни.



Нет, сначала надо намучиться, настрадаться вволю, нанепониматься с близкими, пройти огонь, воду, лагеря и газовую камеру, а уж потом, после всех этих ужасов, можно позволить себе капелюшечку счастья. И то, желательно, на том свете.



И фики мы пишем такие же. Чем страдательней, тем лучше. Книга, где герои не мучаются, - несерьезна, это не высокая литература, а так, баловство.



Вылечите нас кто-нибудь, всю страну, а?

Комментарии
21.07.2006 в 12:37

"Если у нас есть выбор между тем, чтобы погибнуть, вызвав всеобщее сочувствие, или выжить с плохим имиджем, то лучше уж мы останемся живы, имея плохой имидж" (с) Голда Меир
Минут пять истерически ржала.

Сорри
21.07.2006 в 12:45

Мерри

*задумчиво* А что, это только наша особенность?

Как-то снимался советско-японский фильм. (убей бог - название не помню, помню, что там играл Видов) Так велись целые переговоры, при чем наша сторона была за то, чтоб в конце капелюшечка счастья все ж-таки была, а японская - не фиг, тока на том свете.
21.07.2006 в 12:50

Помесь хорька, барсука и штопора
Галина!



Может, и не только наша. Но мы, кажется, достигли в этом каких-то удивительных высот. По крайней мере, по сравнению с Европой.



А если к вышеописанному прибавить нашу любимую Гражданственность и Народность, то результат такой выходит, что аж страшно...
21.07.2006 в 12:52

Я балдею в этом зоопарке! (с)
а все оттого, что *как говорил Толстой, точно цитату, увы, не помню*

"Счастье всех счастливых семей похоже, а каждая несчастная несчастна по-своему". И интереснее в итоге... Вообще горе и страдания легче передать, они и задевают сильнее, чем счастье... и это везде, наверно, так. Хотя русские и имхо немцы как-то особенно глубоко передают эти самые страдания... с душой так....
21.07.2006 в 12:52

Помесь хорька, барсука и штопора
Яэль



Да я сама ржу ;) Это хорошо, что я тебе настроение подняла.
21.07.2006 в 12:57

"Если у нас есть выбор между тем, чтобы погибнуть, вызвав всеобщее сочувствие, или выжить с плохим имиджем, то лучше уж мы останемся живы, имея плохой имидж" (с) Голда Меир
Мерри

Если я скажу, что думаю по поводу всех этих надуманных несчастий, то многие обидятся:)

А после 9 дней обстрелов счастье это:

- спать не на кухне, а в своей северной угловой комнате, не боясь, что в окно влетит ракета

- не бояться выйти из дома

- не бояться залезть в душ

- не вздрагивать от каждого звука

- слышать звуки машин и крики детей

и т.д.



21.07.2006 в 13:10

музейный синдром
Мерри

Яэль

На самом деле это правда странный феномен. Потому как вот такие "страдательные" тексты многострадальный русский народ выдавал и после революции, и после войны... Казалось бы - реальных несчастий выше крыши, так нет, надо еще придумать...



А вот насчет фиков не соглашусь - по-моему, страдательных и в англ. фэндоме выше крыши.
21.07.2006 в 13:12

Помесь хорька, барсука и штопора
Яэль



Я догадываюсь.



heresy



Вообще горе и страдания легче передать, они и задевают сильнее, чем счастье.



Про легче передать - согласна. А задевают сильнее... удар молотком по голове тоже физически более сильное ощущение, чем поцелуй в щечку.



Но я не об этом. А именно о странном убеждении, что человек не имеет права на счастье, на расплатившись за него предварительно, желательно кровью.
21.07.2006 в 13:24

Я балдею в этом зоопарке! (с)
Мерри

Но я не об этом. А именно о странном убеждении, что человек не имеет права на счастье, на расплатившись за него предварительно, желательно кровью.

нда. :upset: понялЪ. согласна.
21.07.2006 в 15:00

Я приду туда, где ты нарисуешь в небе солнце
Знаешь, мы когда-то давно пришли с моими студентами к выводу, что русский поэт априори не может быть довольным и сытым, а только забитым, несчастным и, желательно, голодным.



Иначе он никакой не поэт, а так себе... (погулять вышел - добавила Ира)
21.07.2006 в 15:00

Может, потому, что трудно оценить "размер" счастья, не зная противоположного? Хотя это садизм какой-то по-любому.
21.07.2006 в 15:15

Помесь хорька, барсука и штопора
Хельгрин

_Les_



У меня, если серьезно, есть ощущение, что тут что-то очень глобальное... собака глубоко зарыта.



Эстетика, скажем, и вообще православное мироощущение очень тоже от Европы отличаются. Страдальцев на Руси всегда любили.



Пусть меня поправят товарищи историки и искусствоведы, но ведь в России не было Возрождения. И не было настоящего протестантизма - того, где в мораль входит преуспеяние в земной жизни в качестве вознаграждения за старания и праведность.



Нам все как-то Иов более люб.



А радость бытия - как будто не про нас, что ли...
21.07.2006 в 15:18

музейный синдром
Мерри

Угу. И английское "лузер" имеет куда более негативный смысловой оттенок, чем наше "неудачник". И только у нас могло родиться: "Быть знаменитым некрасиво..."
21.07.2006 в 15:24

Помесь хорька, барсука и штопора
Ferry



Дело в том, что looser - это активное лицо. Точнее, человек, который не проявил каких-то качеств, которые должен был бы проявить. То есть он сам ответствен за результат.



А "неудачник" - это тот, кому не везет. От него как бы ничего при этом не зависит.



Роль удачи и везения (а также вообще судьбы) в русской культуре - это вообще отдельная фишка. И со счастьем тоже хитро связанная.



У меня была версия, что вот эта наша любовь к страданиям - это такая хитрая попытка подкупить судьбу. То ли чтобы не отняла имеющееся, то ли чтобы заранее расплатиться.
21.07.2006 в 15:34

музейный синдром
Мерри

Это тоже. Американец на вопрос как дела отвечает fine, наш - "нормально" (в лучшем случае :) )
21.07.2006 в 17:29

ССМ/Тать
Ferry

Ну, в этом отношении страны бывшего СЭВ не очень далеко от нас уползли.



Когда на вопрос типа "Как дела?" отвечаю "Отлично!" получаю неизменно реакцию типа "Ну хоть кому-то хорошо! А вот у меня-а-а-а..."



(А ведь словаки и в Союзе не были :-D )
21.07.2006 в 17:43

музейный синдром
CCM

Как это не были?! А Чехословакия это, по-твоему, что?!
21.07.2006 в 18:08

Ferry

Ага. Мне студенты-иностранцы как-то раз тоже рассказали этот анекдот. Как, мол, русского и иностранца отличить в толпе: Спросить у него, как дела:)

Иностранец скажет что-то, вроде, ОК.

А русский: "... ово!"
21.07.2006 в 18:09

Помесь хорька, барсука и штопора
Ferry



Похоже, мне впору подпись заводить: "несоветский человек" :lol:
21.07.2006 в 18:17

музейный синдром
Constance_Ice

Именно :) Мне как-то родительница одной моей приятельницы выговаривала за ответ "Отлично!" на этот вопрос - что так низзя, надо говорить "нормально", а то мало ли... На полном серьезе :)



Мерри

Лап, но ты ж и есть - несоветский :) Ты в каком году школу кончила? :) В 96-м? Т.е. советсткая власть закончилась в твоем пятом классе. :)
21.07.2006 в 19:29

"We should be open-minded, but not so open-minded that our brains fall out" (С)
Ferry, я вот советский человек, но республики ЧССР в составе Советского Союза что-то не припомню.



Я помню ЧССР -- государство-участник Организации Варшавского Договора. И место локализации Западной (кажется) группы войск.
21.07.2006 в 19:32

музейный синдром
mulrog

Упс... Правда, речь шла про Союз :) А я почему-то как Соцстраны прочитала :) По сомыслию, видимо, как в том анекдоте :) :) :)
21.07.2006 в 20:11

Помесь хорька, барсука и штопора
Ferry



Ну, я школу закончила в 95. В 90-м году мне было 12, в 91-м - 13 лет. Я уже довольно много знала и понимала, я выросла на советской литературе, я была довольно активной пионеркой и т.д. и т.п. Я когда-то рассказывала тут в дайри про свои пионерские заскоки.



Так что в чем-то я очень даже советский человек - в отличие от моего брата, который родился в 90-м.



Да что там!

Моя сестра, которая всего на 4 года меня младше, не знала, про кого и чьи фразы типа "огромный человечище" или "мы пойдем другим путем".

А мне мозги успели здорово прокомпостировать.



С другой стороны, в силу семейных традиций и того, что старшие классы пришлись на самый расцвет свободы слова, у меня взгляды очень прозападные.
21.07.2006 в 20:22

музейный синдром
Мерри



А, ну значит правда активной пионеркой была :) Раз цитатки знаешь :) :) :)

А "Прапорщик не офицер, курица не птица, ЧССР не заграница" помнишь? :)
21.07.2006 в 20:27

ССМ/Тать
Ferry

Как это не были?! А Чехословакия это, по-твоему, что?!



Это не Совок, они всего 2 поколения были под Союзом, и условия жизни у них были ЗНААААЧИТЕЛЬНО мягше. (Ни тебе коллективизаций, ни еще какой фигни сталинской. они еще помнят, что такое быть хозяином чего-то.)

Тем не менее - спросишь "как дел?" ответ получаешь "на фигу" или исчо покрепше. :-D

Видать, депресняк с мазохизмом как способ жизни - заразная штука.
21.07.2006 в 20:27

ССМ/Тать
Ferry

Пока я пришол и напечатал ответ, тут уже во всем и разобрались :-D
21.07.2006 в 20:33

Помесь хорька, барсука и штопора
Ferry



Или школа у меня такая была - "правильная".



На самом деле это просто сейчас кажется, что 12 лет - это мало. Я в том возрасте чувствовала себя совершенно взрослым человеком.



И уж точно тогда все дети были "политически подкованы".
21.07.2006 в 20:39

ССМ/Тать
Мерри



Ага!

ГП к примеру уже в 12 годиков василиска успокоил. :-D



а в 5 классе при Союзе уже было положено знать и уметь перечислить Союзные республики, страны СЭВа и кучу прочих очень актуальных вещей.



21.07.2006 в 20:48

музейный синдром
CCM

В Словакии я не бывала, а в Чехии - доводилось (еще при советской власти). В плане идеалогии они были больше католики, чем Папа Римский. Может, еще это сказывалось... Хотя да, жизнь там сильно от Совковой отличалась.



Мерри

Если честно, я просто плохо помню себя в том возрасте. Обрывочно как-то. Друзей и все с ними связанное помню, а вот насколько мы были политически подкованы - нет. :)
21.07.2006 в 22:51

Помесь хорька, барсука и штопора
Ferry



Ну, учитывая, что в это время как раз был развал Союза и потом путч, мне трудно забыть :)



А потом... не знаю, ты ведь наверняка помнишь, как тебя в пионеры принимали? Какие-нибудь возложения цветов к памятникам?