Помесь хорька, барсука и штопора
В результате очередного витка фандомных дискуссий я вдруг наконец сформулировала для себя, как же, на мой взгляд, следует рассматривать фанфикшен. Поскольку идея мне кажется удачной, записываю тут основные соображения.
1. Определение фанфикшена (если мы хотим пользоваться этим термином) через вторичность вообще неверно. Потому что огромное количество большой литературы вторично (а местами и вовсе плагиат или, по крайней мере, прямая переработка). Примеры приводились в диком количестве много раз, причем они все разные - от переработок мифов, до волковского "Волшебника Изумрудного города" и продолжений его. Практически на любой тип (прямая переработка, переосмысление, продолжение и тп) можно найти общепринятое классическое литературное произведение. О пародиях и говорить нечего, они даже законом об авторском праве признаются за самостоятельное, а не вторичное произведение (что логически неверно, конечно, но факт о многом говорит). Стихи и музыку обычно тоже никто не обсуждает, а ведь это тоже древнейший вид "вторичного" творчества.
2. Под тем, что грубо называют фанфикшеном (= совокупность плодов литературного творчества фанатов чего-либо), с точки зрения литературоведения скрываются очень разные вещи. Список см. выше - и это даже если забыть напрочь о качестве (дешевая любовная история с подставленными из чужой книги именами и, скажем, подробный роман-биография Темного Лорда или другого персонажа, чье развитие в оригинале не представлено, - совершенно разные вещи во всех смыслах). И именно поэтому подводить научную базу, а также делать какие бы то ни было обобщения про весь фанфикшен - методологически неверно. Это означает попытку поиска смыслоопределяющего общего момента для яблока и забора - на том основании, что оба зеленые.
3. Я думаю, что определять фанфикшен (каким мы его видим сейчас) через литературоведение в принципе неверно. Это скорее социальное явление, плоды которого очень различны с точки зрения литературы. Это не просто стремление ко вторичному творчеству, но такое, которое поддерживается социумом, создает базу для общения и т.д. В фандомах очень много от клуба филателистов, или любителей определенной рок-группы, или общества защитников канареек. И изучать его если и имеет смысл, то именно как социальное явление.
1. Определение фанфикшена (если мы хотим пользоваться этим термином) через вторичность вообще неверно. Потому что огромное количество большой литературы вторично (а местами и вовсе плагиат или, по крайней мере, прямая переработка). Примеры приводились в диком количестве много раз, причем они все разные - от переработок мифов, до волковского "Волшебника Изумрудного города" и продолжений его. Практически на любой тип (прямая переработка, переосмысление, продолжение и тп) можно найти общепринятое классическое литературное произведение. О пародиях и говорить нечего, они даже законом об авторском праве признаются за самостоятельное, а не вторичное произведение (что логически неверно, конечно, но факт о многом говорит). Стихи и музыку обычно тоже никто не обсуждает, а ведь это тоже древнейший вид "вторичного" творчества.
2. Под тем, что грубо называют фанфикшеном (= совокупность плодов литературного творчества фанатов чего-либо), с точки зрения литературоведения скрываются очень разные вещи. Список см. выше - и это даже если забыть напрочь о качестве (дешевая любовная история с подставленными из чужой книги именами и, скажем, подробный роман-биография Темного Лорда или другого персонажа, чье развитие в оригинале не представлено, - совершенно разные вещи во всех смыслах). И именно поэтому подводить научную базу, а также делать какие бы то ни было обобщения про весь фанфикшен - методологически неверно. Это означает попытку поиска смыслоопределяющего общего момента для яблока и забора - на том основании, что оба зеленые.
3. Я думаю, что определять фанфикшен (каким мы его видим сейчас) через литературоведение в принципе неверно. Это скорее социальное явление, плоды которого очень различны с точки зрения литературы. Это не просто стремление ко вторичному творчеству, но такое, которое поддерживается социумом, создает базу для общения и т.д. В фандомах очень много от клуба филателистов, или любителей определенной рок-группы, или общества защитников канареек. И изучать его если и имеет смысл, то именно как социальное явление.
Я тебе у Диты ответил. Но на всякий случай и здесь тоже напишу.
Во-первых, зачем так сложно определять?
Не проще ли вообще отбросить термин "вторичность" ввиду его неконкретности?
Не проще ли выводить определение, основанное на конкретных признаках? Иными словами, не делать логических ошибок?
С уважением, Антон
Так формулировка же в том, что общественное явление - это фандом, а не фанфикшен.
До компьютерной эры те же фанаты Star Trek регулярно фанзины выпускали...
Мерри
А слэш в рамках фандома - это отдельное социальное явление?
Проблема не в том, что делали организованные фанаты, а в том, что неорганизованные делали то же самое. То есть организованность и поддержка социума -не определяющие факторы.
Ещё раз говорю: определять надо через признаки! Т.е. через то, что присуще данному, и только данному виду творчества. Тогда сразу отпадут несущественные признаки.
"Явление социальное" - несущественный признак.
И кто даст перечень существенных признаков? В том-то и дело, что на данный момент их нет.
Можно попытаться.
Итак, признаки фанфика:
1. Создан на основе уже написанного / нарисованного / киношного художественного произведения (цикла).
2. Создан на базе уже придуманной авторской вселенной.
3. Использует уже разработанную схему отношений и событий.
4. Использует уже описанных / нарисованных / киношных персонажей.
Внимание: исторические сочинения, летописи и т.п. исключаем из числа написанного/ нарисованного/. Если некто пишет произведение про Ивана грозного, он не пишет фик по исследованию С.Ф. Платонова.
Буду рад, если кто укажет слабое звено. И не надо заморачиваться на социальные роли, вторичность и т.п.
P.S. Отлично понимаю, что п. 3-4 суть объяснение п.2., но оставлю так.
С уважением, Антон
Эти пункты могут быть отнесены к любому опубликованному произведению в рамках "литературного проекта". Многие из них вполне самостоятельны и могут читаться независимо от канона.
К какому, например?
А ещё: почему ты думаешь, что в т.н. литературном проекте не может быть фанфиков? Тебя само слово смущает, что ли?
Буду рад, если кто укажет слабое звено.
2. Создан на базе уже придуманной авторской вселенной. - сюда не попадут немагические АУ (если говорить о вселенной ГП, например)
3. Использует уже разработанную схему отношений и событий. - сюда не попадут ООС (по отношениям) и АУ (по событиям, да и по отношениям часто тоже)
4. Использует уже описанных / нарисованных / киношных персонажей. -
сюда не попадут фики, в которых действуют новые персонажи
Это так, очень навскидку перед тем, как убежать
Вопрос в том, что именно мы хотим определить. Конкретные признаки бывают разные.
Твоя идея не работает, потому что под определение "в конкретной вселенной конкретного автора" подпадает много чего, что традиционно фанфиками не считается. Так что отличить фанфик от литературы нам это все равно не поможет.
Мой пойнт в том, что фанфикшен (и, если расширительно, фандомное творчество) - НЕ литературное явление. Основа его, суть и причины имеют мало отношение к собственно литературе и много - к социальным процессам.
Часть его, как верно замечали не раз, вообще юридическая (можно/нельзя публиковать). Опять же, это не литературное явление.
tiger_black
Именно! Любительские продолжения и фанфикшен - разные вещи!
Знаете, когда я первый раз увидела "любительское продолжение"? Когда мамина подруга притащила машинописную копию своего творения "Дети капитана Блада". Мне было лет 14, по-моему...
loony_spectre
О! Слеш настолько социальное явление, что дальше некуда. И с точки зрения причин, и с точки зрения проявления.
сюда не попадут немагические АУ
Почему же?
сюда не попадут ООС (по отношениям) и АУ (по событиям, да и по отношениям часто тоже)
Попадут, т.к. изначально они опираются на канон, даже и отрицая его. Читателю известны отношения и характеры канона, и по этой причине он в состоянии воспринимать ООС и АУ. В противном случае он, читатель, искал бы оригиналы.
Но Вы правы в том, что некоторые фики - это оригиналы с именами из выбранного автором фандома. Но это уже отдельный разговор.
сюда не попадут фики, в которых действуют новые персонажи
Во-первых, крайне редки фики, где действуют только новые персонажи.
Во-вторых, у фанфиков наличествуют все признаки либо не менее двух.
Мерри
потому что под определение "в конкретной вселенной конкретного автора" подпадает много чего
А я ниже объяснил. Что именно подпадает?
Ты не думай, я задаю вопросы, чтобы максимально прояснить понятие. А то меня раз обвинили (давно это было, и на другом сайте), что я "веду нарочито псевдосократическую беседу и людям надоедаю".
С уважением, Антон
все это уже обсуждалось. Зачем повторять несколько раз?
Обсуждалось людьми, которые в фандоме давно. А новичкам вроде меня это до сих пор интересно.
Самые лучшие авторы фиков берут существующую схему
Они её берут, этим всё сказано. А уж как они её выворачивают, дело десятое.
То есть Шекспир у нас автор фанфиков?
А при чём тут Шекспир-то? Он что, Ромео с Джульеттой и всю историю взял у некоего Z, который уже написал про Ромео и Джульетту историю?
Я не знаю. Потому что не представляю, кто и как пишет сценарии к каждой серии. Там, вроде, "автор идеи" и "автор сценария" могут быть разными людьми. Если у них 10 авторов, и эти же 10 авторов пишут "лицензированные фанфики", то это уже не фанфики, наверное.
Ты ведешь отличную сократическую беседу
Что касается идеи про конкретную вселенную. Во-первых, как уже говорили, есть куча рассказов о том же Холмсе. Их никто никогда не считал фанфиками. Сюда же кучу романов о Конане. Самые лучшие из которых принадлежат отнюдь не Говарду. Сюда же 5 книг Волкова из 6 - если собственно "Волшебника..." можно считать литературной обработкой (переводом-пересказом), то остальное - получается фанфик.
Но. Никто никогда эти вещи фанфиками не считал. И строго говоря, они ими не являются - у них, в частности, другие причины появления и принципиально другие цели.
И я думаю, что для определения сущности явления причины, цели и содержание важнее формальных признаков. Потому что формальная классификация не имеет смысла, если она не отражает сути явления.
Грубо говоря, это как все слова в языке поделить на начинающиеся с буквы У и не начинающиеся. Классификация очень строгая, ясная и всегда будет работать. Но она совершенно бессодержательна и не пригодна для научных целей (то есть она о самих словах ничего не говорит).
Любые определения и классификации нужны зачем-то.
Я не про сценарии к сериям говорю, а про книги, выпущенные по мотивам с разрешения обладателей прав на бренд. По тому же Star Trek писала куча народу, в том числе не имевшая никакого отношения к сценариям фильмов и сериалов.
А при чём тут Шекспир-то? Он что, Ромео с Джульеттой и всю историю взял у некоего Z, который уже написал про Ромео и Джульетту историю?
Конкретно про Ромео и Джульетту не помню. Но с Гамлетом, например, история известна: была летопись Саксона Грамматика, а после нее была трагедия Кида о Гамлете, принце Датском. Сюжет, думаю, совпадает в общих чертах.
Если ты помнишь вторую часть романа "Скарамуш" Сабатини, ты представляешь, о чем идет речь. Огромное количество классических пьес основывались на имеющихся уже пьесах - куда более слабых, как правило, и именно поэтому канувших в лету. Но Шекспир действительно не придумывал Гамлета.
Кроме того, с этой точки зрения непонятно, чем автор (псевдо)исторического романа отличается от автора фанфика. И тот, и другой берут готовый мир, эпоху, костюмы, быт, характеры, ситуации и сюжеты - и используют их по своему вкусу. Совершенно непонятно в этом смысле, чем автор особого фанфика про то, как Люциус пытался добыть (допустим) пророчество из министерства, отличается от Дюма, который использовал в "Трех мушкетерах" псевдоисторическую байку про подвески Анны Австрийской. Никто из них ничего не придумал сам и действовал в заданных рамках.
А ещё: почему ты думаешь, что в т.н. литературном проекте не может быть фанфиков? Тебя само слово смущает, что ли? ----------------потому что на данный момент я так и не знаю, что такое фанфик. А когда я держу в руках опубликованную книгу, которую могу читать, не оглядываясь на канон, фанфик приходит мне на ум в последнюю очередь.
Опять же, это формальное определение явления, не имеющее отношения к литературе. Безусловно, для каких-то целей (например, юридических) оно не просто годится, но является единственно правильным.
Но о литературном характере текста ничего не говорит )))
О! Понимаю))
читать дальше
Ну да, сам по себе текст может быть любого уровня и содержания - главное, что официально нигде не издавался.
А в чем социальность слэша?
Но. Никто никогда эти вещи фанфиками не считал. И строго говоря, они ими не являются - у них, в частности, другие причины появления и принципиально другие цели.
Мало ли, кто чего где не считал или считал. Это не важно. Вон алкоголик себя алкоголиком не считает, на этом основании не лечится. Но это не значит, что он не алкоголик.
А причины и цели - это уже мимо признаков. Это уже выход на культорологическую, или, если хочешь, социологическую составляющую.
Сюда же 5 книг Волкова из 6 - если собственно "Волшебника..." можно считать литературной обработкой (переводом-пересказом),
Я вообще читал, что это плагиат. Ведь Волков нигде не упомянул, что есть такой Ф. Баум и страна Оз. Хоть это и неприятно признавать.
А вот "Буратино" пересказ, и сам автор об этом говорит. Мол, читал книжку, забыл какую, а потом написал нечто вроде.
А "Старик Хоттабыч" переосмысление: мол, читал, как человек из кап-страны джинна нашёл, и задался вопросом, а что было б, если джинна нашёл советский пионер. А джинн - мифологическое создание, сказочное, так что его появление в тексте не свидетельствует о фанфиковости произведения.
loony_spectre
Ну тогда - коммерческие фанфики. Люди не в сеть произведения выкладывают бесплатно, потому что мир описанный/показанный любят, а деньгу заколачивают.
loony_spectre Кстати, а "лицензированные" фанфики вроде тех, что сотнями издают по Star Trek, "Звездным воинам" и другим известным фильмам и видеоиграм, относятся к данному обсуждению -------------------------я их и имею в виду, говоря о "проектах" (термин не мой)
А у меня было издание с предисловием Волкова, где он честно сказал, что это переделка "Мудреца из Страны Оз" писателя Баума, но он "кое-что переделал, дописал новые главы, чтобы показать" чего-то там, уже не помню.
Меня еще очень интересует поэзия. Существует достаточно много стихотворений, посвященных книжным героям. Это не использование мира или персонажа - это выражение отношения к ним, эмоций... Никто никогда не считал их фанфиками. Что изменилось сейчас?
Если ты помнишь вторую часть романа "Скарамуш" Сабатини
Я Сабатини вообще не читал. Не люблю море и морскую романтику. Море у меня со смертью ассоциируется.
чем автор (псевдо)исторического романа отличается от автора фанфика. И тот, и другой берут готовый мир, эпоху, костюмы, быт, характеры, ситуации и сюжеты - и используют их по своему вкусу.
Я же выше исключил исторические сочинения на основе "Историй" и т,д. как основу для фанфиков! Любой исторический (псевдоисторический) роман опирается на историческое исследование. А исследование, в свою очередь, на источники. Исследование и источники - далеко не всегда художественная литература, даже если и получило литературную "Нобелевку" (как Моммзен, глыба в изучении древнего Рима). Хотя всё зависит от того, что именно считать источником. Но это отдельный вопрос. Словом, если ты пишешь исторический роман, ты основываешься на реальных событиях. Даже если и пишешь "альтернативную историю". Исторические события - это не придуманная кем-то не существовавшая в реальности вселенная.