Я давно думала на эту тему, но не хотела высказываться, а тут повод случился. Он даже не в ГП-шном фандоме, а в СПН, но это неважно. Суть вопроса в том, что некий автор собирается удалить из сети все свои РПС-ные фики. И один комментарий в обсуждении ситуации меня, собственно, и спровоцировал.
Пишет
Sabi*:
18.09.2009 в 08:08
*разочарована* Можно разлюбить свое произведение, но раз ты его написала и выложила для других, ты не имеешь права лишать их уже в некотором смысле их фика. Писалось же не для себя.
URL комментарияСразу предупреждаю:
Naisica расстраивается, просила по этому поводу у нее не спорить,
поэтому я очень прошу туда с возражениями не бежать. Кто Наи обидит, тому в зуб дам.
Naisica, а вот тебя
я очень прошу дальше (по крайней мере сейчас) под мой кат не ходить. Пожалуйста. Тебе веселее от этого не будет, а в зуб давать самой себе мне неохота.
Очень много букв о природе творчества
Так вот, бог с ними, с фиками о живых реальных людях, хотя эта категория фиков всегда вызывала у меня жесточайшее отторжение. Дело не в этом, а в принципе в отношениях между автором, фиком и читателем, которые отражены в этом комментарии. Он содержит два жесточайших читательских заблуждения, о которых всегда следует помнить: это именно заблуждения, иллюзии.
1. Можно разлюбить свое произведение, но раз ты его написала и выложила для других, ты не имеешь права лишать их уже в некотором смысле их фика.
Это херня. Автор имеет право делать со своим произведением абсолютно ВСЕ, ЧТО УГОДНО. Хоть засунуть его себе в задницу. Это называется АВТОРСКОЕ ПРАВО. В том числе сжечь, уничтожить и т.д.
Те копии текста, которые имеются в распоряжении отдельных читателей, принадлежат им, для частного пользования, в каком-то смысле - как купленная бумажная книга; однако само право на дальнейшее распространение произведения - принадлежит только автору. И далеко не только в юридическом смысле, но и в самом что ни на есть этическом.
Если автор считает, что его произведение вредно, что оно дурно, что оно аморально - он не просто имеет право, он обязан прекратить его публичное распространение. Это обязан сделать любой нормальный, здравомыслящий и порядочный человек. Потому что обратная ситауция вредит автору - его психике, морали, рассудку, восприятию мира, целостности. И никакие читательские пристрастия этого не исправят и не компенсируют. Лучше, конечно, с самого начала не делать того, что вредно и дурно, но мы все человеки, все мы ошибаемся, и понять ошибку лучше поздно, чем никогда.
Впрочем, даже в случае пустого авторского каприза все авторские права - все равно авторские. Никаких прав на текст у читателя НЕТ и никогда не будет. Это неприятно, но это надо запомнить.
2. Писалось же не для себя.
Я сейчас скажу еще одну крайне резкую и неприятную вещь. У читателей, зрителей и вообще публики есть "охренительная" привычка думать, что автор, актер, музыкант, художник из кожи вон лезет для них, а следовательно, им принадлежит.
Так вот, это тоже херня. Автор, артист, художник, музыкант - да впрочем, вообще всякий человек, - принадлежит себе. И Богу. Все. Любое произведение на самом деле всегда пишется для себя, либо для Бога, либо и то и другое.
Весь смысл выхода автора со своим творением в свет, к людям, состоит (в разных пропорциях у разных людей) из двух вещей - из банального желания нравиться собратьям, которое в той или иной степени есть у всех, и из куда более сложного желания поделиться собой, своими мыслями и чувствами, своей радостью, вообще из желания - дарить.
Первое приводит к тому, что автор пытается заслужить привязанность, похвалу, социальные "поглаживания", одобрение. Такое нормальное желание всякого живого существа: я сделаю тебе приятно (интересно, завлекательно, красиво), а ты меня за это погладишь.
Второе же... это одно из проявлений того факта, что Творец создал человека по образу и подобию Своему. Во всяком человеке есть творческое начало, и для человека естественно его реализовывать, свойственно СОЗДАВАТЬ И ДАВАТЬ.
Но это не значит, что в процессе восприятия читатель или зритель приобретает на автора или авторское самовыражение какие-то права. Теша себя подобной мыслью, мы (в данном случае я говорю тоже как часть публики) просто-напросто льстим себе и поглаживаем свое самомнение. Нам приятно думать, что если мы прочитали потрясающий роман, посмотрели шикарный фильм, увидели захватывающую дух картину, то они в каком-то смысле стали нашими, что они делались для нас, что мы настолько значимы, что для нас сделали ЧУДО.
Но это ложь. Это ощущения того медвежонка, который говорил красивой снежинке: "Я тебя съем, и ты будешь у меня в животе".
Это попытка сожрать и таким образом завладеть тем, что сожрать и чем завладеть нельзя.
Наши - спровоцированные произведением чувства, впечатления, размышления - и только.
PS. Для тех, кто очень огорчается за пострадавшую публику. Я специально напишу пост "Публика и автор", про обратную сторону вопроса, договорились? Я просто не могу все сразу. Рассмотрение темы со всех сторон и во всех аспектах требует времени.