Пересматриваю "Графиню де Монсоро" и думаю, что все-таки не зря я не выношу Диану де Меридор. Какая-то невероятная кретинка, причем это слабо объясняется ее амплуа. Та же Коломба в "Асканио" куда более вменяема, хотя вся из себя и нежная фиалка. Да и вообще у Дюма (за что я его люблю) почти везде очень яркие и самостоятельные женские образы. Из чего я делаю вывод, что Диана реально по авторскому замыслу кретинка, а не потому что так требует ее роль. Больше, кстати, я у Дюма нежных фиалок и не припоминаю...

А мысль типа "я бы почитал" мне пришла в голову вот какая. Диана, как всякая типичная кретинка, судит мужчин по внешним параметрам и своим личным невесть откуда взявшимся душевным трепетаниям. Монсоро - негодяй, страшный человек, потому что на охоте лань убил. Бюсси, с каких-то невнятных соображений служащий тому же Анжуйцу, убивал людей направо и налево, спал с чужими женами (включая королеву Марго) и вообще типичный приключенец тех времен, ищущий проблем на свою пятую точку. Монсоро, между прочим, всего-навсего жениться хотел. И вот сдается мне, что дело банально во внешности.

Граф де Монсоро был высоким мужчиной лет тридцати пяти на вид; на его лице, испещренном мелкими оспинами, при малейшем волнении проступали красные пятна, и это побуждало любопытных приглядываться к нему еще пристальнее, что редко идет на пользу тому, на кого смотрят.
И действительно, чувство взаимной симпатии обычно возникает от первого впечатления: прямой взгляд и открытая улыбка вызывают ответный ласковый взор и улыбку.
В камзоле зеленого сукна, сплошь покрытом серебряными галунами, опоясанный серебряной перевязью, на которой был вышит щит с королевским гербом, в берете с длинным пером, с копьем в левой руке, с эстортуэром, предназначенным для короля, в правой, господин де Монсоро мог показаться грозным сеньором, но назвать его красивым нельзя было никак.


"Благородный" Бюсси, заметим, при этом сразу говорит: "Фи! Что за урода вы нам привезли из вашего края, монсеньер". Заметим, что он еще ничего не знает об истории Дианы; не знает даже, что Монсоро ее муж. Просто он так незнакомого человека приветствует, красавчик.

Короче. Я бы зачла аушку, где хитрец и интриган Монсоро был бы молод и красив, а приключенец Бюсси - покрытая оспинами неприметная рожа постарше.

Да, еще кстати. Никогда не могла понять, с какой стати Диана так испугалась Анжуйца. Не думаю, что он решился бы на насилие; но, допустим, это Монсоро ее запугал. Но тогда я не понимаю, как можно одновременно испытывать к человеку недоверие и неприязнь - и верить всему, что он говорит. Почему она вообще не сбежала от него в Париже? Почему не уехала в Меридор тайно - а еще лучше в Людский замок? Все эти россказни про то, как ее выдадут на постоялом дворе - боже мой, неужели Анжуец разослал бы слуг по всем постоялым дворам в окрестностях, когда он был уверен, что Диана утопилась?.. Он и увидел-то ее второй раз случайно в церкви (куда, опять же, ей советовали не ходить).

Словом, интересно было бы почитать другое развитие отношений с Монсоро.