К этому посту меня косвенным образом подтолкнула
дискуссия у Ракуган.
Противостояние Артура и Люциуса — одно из самых символичных в ГП, с кучей разных исторических и мифологических ассоциаций (одни имена чего стоят). Но если пока отложить мифологию и историю в сторону, тоже получается интересная картина.
Они во многом близки — поколение, происхождение, совместная учеба... Они обращаются друг к другу по имени! Различия (и я думаю, что Роулинг специально так сделала) — как будто только в личном выборе пути. По тому, как Артур и Люциус выясняют отношения в магазине во 2 книге, можно вообще предположить, что они чуть ли не дружили в школе — или тесно общались. Опять же, можно вспомнить, что Снейп называет Мародеров по фамилии, Блэк отвечает взаимностью. А Люциус называет Артура — Артуром. Что-то тут нечисто!
Итак, в каких вопросах Артур и Люциус друг другу противопоставлены?
читать дальше1. Финансы
Если оставить в стороне предположительные богатства Малфоев (хотя фамильное поместье скорее говорит в пользу этой идеи), Люциус попросту выбирает стратегию "копить и вкладывать в будущее" (репутация, наследник), а Артур — "тратить ради близких/идеалов". Собственно, вряд ли у Артура, министерского работника, низкая зарплата. И практически пустой сейф в Гринготтсе — это не свидетельство того, что на 1 галеон семейство Уизли живет неделю, как часто пишут, а того, что у семейства Уизли нет лишних денег. Потому что они их тратят все подчистую и финансы расписаны до копейки.
Вывод: противостояние есть.
2. Магглы
Можете кинуть в меня гнилыми помидорами, но Люциус не похож на садиста. Даже сцена пинания Добби сапогами есть только в фильме — это голливудщина. Единственный намек на настоящий садизм — это упоминание Волдемортом в конце 4 книги того факта, что Люциус был готов помучить магглов и возглавить, так сказать, пыточную бригаду (You are still ready to take the lead in a spot of Muggle-torture, I believe?). Учитывая, насколько добровольным было участие во всем этом безобразии, вряд ли стоит делать из этого вывод, что Люциус садист. Вот то, что он пойдет на все ради спасения собственной шкуры, — это да, стопроцентно. И джигу тоже станцует.
Короче говоря, я лично думаю, что магглы Артура интересуют как нечто занятное, а Люциуса не интересуют вовсе.
Разница в том, что Люциус готов пожертвовать кем угодно ради благополучия личного и своей семьи (круга?), а Артур — гуманист.
Хотя строго говоря, мы еще ни разу не видели ни того, ни другого перед конкретным и жестким выбором.
Вывод: противостояние есть, но совсем не там, где его обычно преподносят. Вопрос не в магглах, а в выборе между «своими» и абстрактным/общим принципом/моралью.
3. Магическая vs. маггловская культура
С Люциусом все понятно. Он явно жесткий традиционалист и маггловские новинки в гробу видел. А вот Артур... тут сложнее. Из одного только артуровского сдвига насчет розеток и штепселей видно одно: он не имеет ни малейшего понятия о маггловской культуре. Считать его сторонником прогресса или слияния культур крайне глупо. Напротив, судя по всему, он как раз невинное дитя магической культуры, не имеющее понятия о том, какую пользу и вред ему несет культура маггловская. А о том, что знает (или не знает) о магглах Люциус, можно только гадать. Как минимум, они одинаково подкованы в этом вопросе, а если нет, то скорее уж Люциус знает больше (и что-то явно нелицеприятное).
Вывод: противостояния не выходит, ибо мало данных.
4. Дети и родители
Люциус — отец одного ребенка, в которого он вкладывает все: деньги, время, внимание. Судя по всему, что мы знаем о Драко, вряд ли когда-нибудь мальчик получал от родителей отказ. Кроме того, Драко явно пользуется родительским доверием, что невероятно важно: он с самого начала в курсе всяких вещей, ребенку даже и не нужных, вплоть до тайников в поместье, которые не может найти Министерство. Причем если по 5-ю книгу мы видим почти только одну сторону: Драко, пользующегося родительскими дарами, то в 6-й становится видно, что за всевозможным обменом метлами и конфетами стоят довольно глубокие чувства. Драко готов на что угодно, чтобы спасти отца и мать. Вообще говоря, для этого нужны куда более глубокие привязанности, чем обычно приписывают Малфоям. Если бы Люциус растил из сына такого эгоиста, как часто пишут в фиках, — не было бы 6-й книги.
Артур породил на свет 7 штук детей, которых он любит — тут нет никаких сомнений. Но тут есть два «но». Во-первых, в каноне с детьми в основном общается Молли. Никаких нежных сцен между Артуром и детьми я что-то не припомню. Во-вторых, если судить по Молли, она мало уделяет внимания детям в личном плане. То есть это количество и общая шумная внешняя радость — за счет близости. Во всяком случае, я так это вижу.
Вывод: противостояние по параметру, где я не знаю, что лучше.
Общие выводы у меня пока накапливаются такие: не так все просто, как кажется. Уизли и Малфои куда ближе в культурном плане, чем можно решить на первый взгляд. Общего скорее все-таки больше, а различия — скорее личностные, чем политические. Очень хочется знать, что же такое конкретное кроется за этим противостоянием.
PS. Это пока только зачатки эссе — некоторые разрозненные соображения. Потом все это счастье ляжет в основу СЦМ (куда ж без этого), а пока — приглашаю к дискуссии